ГЕТТЕ ВЛАДИМИР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свящ. Владимир Гетте
Свящ. Владимир Гетте
Гетте (Guettée) Рене Франсуа, в православии Владимир (1816-1892), бывший католический, впоследствии православный священник.

Родился в 1816 во французском городе Блуа, стоящем на реке Луаре, в небогатой семье. В 1832 г. его мать скончалась, и он был отдан на воспитание к о. Леону Гарапену, у которого пробыл два года. Затем Рене учился в малой семинарии в Блуа, после чего — в большой семинарии, где изучал богословие и философию. В годы учёбы он проявил склонность к серьёзным исследованиям.

В 23 года Рене Франсуа был рукоположен во священника и несколько лет трудился на бедных приходах Блуаской епархии. Высокообразованный пастырь, о. Рене обрёл завистников и недоброжелателей среди клириков, подвизавшихся при епископском дворе. Однако у него был и покровитель в лице викария (впоследствии епископа) Фабра. По его настоянию о. Рене в 1847 г. приступил к своему многотомному труду "Histoire de l'Eglise de France" ("История Французской Церкви", 1847–1857).

После революции 1848 г. о. Рене некоторое время состоял редактором местного республиканского журнала "Republicain de Loire et Cher", потом перебрался в Париж, где в течение года преподавал классические языки в школе. Заветным желанием о. Рене было стать профессором; однако через год его назначили капелланом в один из госпиталей, позже перевели в другой.

Архиепископ Парижский Сибур, поначалу покровительствовавший о. Рене, под давлением ультрамонтан переменил своё отношение к нему. Недруги о. Рене обвиняли его в янсенизме и приверженности к галликанству. Эти идеи ультрамонтане усмотрели в его "Histoire de l'Eglise de France". Декретом от 1852 г. седьмой том его "Истории Французской Церкви" был осуждён и внесён в "Индекс запрещённых книг" ("Index librorum prohibitorum"), что, однако, не помешало о. Рене написать ещё пять томов.

В 1857 г. архиепископ Сибур запретил о. Рене совершать богослужения в Парижской епархии под тем предлогом, что он принадлежит к Блуаской епархии. Формальному же запрещению в служении он никогда не подвергался. Впоследствии, когда архиепископ Сибур был убит священником Верже, противники о. Рене пытались доказать его причастность к этому преступлению, но их попытка успеха не имела.

Несмотря на тяжёлые испытания, о. Рене усиленно занимался изучением церковно-исторических вопросов. Со временем возросла его критическая настроенность в отношении Римского престола; в своей полемике с ультрамонтанами о. Рене пытался доказать, что все тексты, цитируемые в защиту папской власти, подложны или искажены.

В эти же годы о. Рене стал проявлять интерес к Православной Церкви. Впоследствии он утверждал, что "римскому католику, чтобы сделаться православным, надлежит лишь отвергнуть главенство Папы и прившедшие через то ложные догматы". В своем журнале «Observateur catholique» он доказывал отсутствие у института папской власти божественного основания и выражал явную склонность к православию.

Случай свёл о. Рене с С.П.Сушковым. Русский автор обратился к католическому богослову за помощью, не будучи в силах самостоятельно разобраться в вероисповедных вопросах. К удивлению Сушкова, о. Рене дал ему объяснения в православном духе, после чего католический священник был представлен протоиерею Иосифу Васильеву, долгие годы трудившемуся на русском приходе в Париже. Протоиерей Иосиф, в свою очередь, нашёл все суждения о. Рене настолько православными, как если бы тот окончил курс Московской духовной академии.

В 1861 г. в Париж для освящения русского храма прибыл епископ Леонтий (Лебединский). Преосвященный Леонтий, епископ Ревельский, викарий Санкт-петербургской митрополии, был первым русским архиереем, который побывал в Европе. Он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже умом и обаянием, что, по замечаниям очевидцев, ускорило переход в православие о. Рене Гетте. Встретившись с русским архиереем, о. Рене подал ему прошение о присоединении к православию, написанное в адрес Св. Синода. В 1862 г. это ходатайство было удовлетворено: о. Рене был присоединён к Православной Церкви, с оставлением в сущем сане. При переходе в православие о. Рене принял имя Владимир.

В следующем, 1863 г. о. Владимир Гетте издал свою книгу "La papaute schismatique, ou Rome dans ses rapports avec l'Eglise orientale" ("Схизматическое папство". Paris, 1863). За неё и за ряд других полемических сочинений он, по представлению Московской духовной академии, получил степень доктора богословия. Совместно с прот. Иосифом Васильевым о. Владимир Гетте стал издавать православный журнал "Union chretienne", учреждённый на основе "Observateur catholique". На страницах этого периодического издания о. Владимир в течение 30 лет вёл полемику с католическими богословами.

В 1866 г. вышло в свет очередное сочинение о. Владимира: "Еxposition de la doctrine de l'Eglise catholique orthodoxe et des autres Eglises chretienne" (Paris, 1866), где он ставил цель дать краткое руководство по вопросам веры для читателей, не имеющих богословского образования. Эта книга, посвящённая императрице Марии Александровне, впоследствии была переведена на ряд европейских языков. В 1869 г. её напечатали сразу в двух переводах на русский язык (Казань, 1869; С.-Петербург, 1869) [1].

Из других трудов о. Владимира следует назвать "L'histoire de l'Eglise depuis la Naissance de N. S. Jesus Christ, jusqúa nos jours" (v. 1–7. Ed. 2. Paris, 1885–1889). Этот труд о. Владимир не успел довести до конца. В нём автор намеревался изложить историю христианства по древним письменным источникам, надеясь тем самым показать, что истина сохранилась только в православии. Начало этого сочинения было переведено на русский язык и напечатано под названием: "История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Гетте" (Пер. с франц., т. 1–3. СПб., 1872–1875).

В 1875 г. о. Владимир Гетте принял русское подданство. Император Александр II удостоил его личной аудиенции и пожаловал орден св. Анны (права на ношение которого о. Владимир, однако, долго не мог добиться).

К этому времени известность и авторитет о. Владимира Гетте в России были чрезвычайно велики.

…Незадолго до кончины о. Владимир Гетте завещал похоронить его останки в России. Но его воля не была исполнена. Французский священник, перешедший в православие, умер в Люксембурге 8 марта 1892 г. и был погребён в Париже, на кладбище Батиньоль.

Полемика с Владимиром Соловьевым

Молодой Владимир Соловьёв, будучи во Франции, в мае 1876 г. писал своему отцу:

"В Париже буду заниматься изданием своего малого по объёму, но великого по значению Principes de la religion universelle; язык онаго отдам исправить аббату Гетте, который между прочим занимается этим делом (он исправлял сочинение министра Толстого о католицизме) и к которому я имею на счёт этого рекомендацию от ниццкого священника" [2].

Прошло ещё 10 лет, и в очередной раз пути "двух Владимиров" пересеклись на страницах журнала "Union chretienne". В одном из писем, адресованных А. А. Кирееву в 1887 г., Владимир Соловьёв вопрошал:

"Не получаете ли вы или не можете ли достать Union chretienne (о. Гетте), декабрь 86 г.? Там он напечатал что-то против меня и вызывает на ответ. Я весьма не прочь, но, к несчастью, не мог достать в Москве этого журнала; выписал через Готье, но раньше месяца не получу".

О том, как дальше развивались события, Владимир Соловьёв повествует в письме к священнику Мартынову, члену Общества Иисуса.

"Недавно только узнал я из одной русской газеты, что ещё в декабрьском № “Union chretienne” (1886 г.) свящ. Геттэ напечатал против меня статью, именно ответ на 9 вопросов, с которыми я некогда (в 1883 г.) обращался (в “Руси” Аксакова) к проф. протоиерею Иванцову-Платонову. Доставши (не без труда) № французского журнала, я прочёл эту статью и нашёл её совершенно вздорной и не заслуживающей возражения по существу… Автор прямо вызывает меня на ответ, и ввиду обнаруженной им наглости можно ожидать, что моё молчание будет перетолковано в смысле неблагоприятном и для меня, и для самого дела".

Сложилась парадоксальная ситуация: француз-"ортодокс", живущий в Париже, защищает основы православия от русского "филокатолика", коренного москвича. Ещё одна любопытная подробность.

"Католические французские журналы, которые своими похвалами мне вызвали брань в “Union chretienne”, исказили моё имя до фантастического, — продолжает Владимир Соловьёв. — А священник Геттэ, который получает достаточно русских субсидий, чтобы быть внимательным к русским фамилиям, вместо того чтобы исправить очевидную ошибку, нашёл в ней, напротив, своё удовольствие и настойчиво называет меня М. Solovico".

Вскоре Владимир Соловьёв получил ответ от о. Мартынова и, в свою очередь, отправил ему второе письмо. Текст этого послания содержит интересные сведения о заочном споре, который начался было между "двумя Владимирами". Вот что сообщает Владимир Соловьёв о. Мартынову в письме от 14 апреля 1887 г. (Москва):

"Следую вашему совету и оставляю ех-аббата без всякого возражения, — пишет русский философ. — Так как вы не читали его статьи, то, чтобы дать вам некоторое представление о её вздорности, приведу два образчика. На мой вопрос: в каких ересях, подвергнутых вселенскому осуждению, имеем мы право обвинять Римскую Церковь? — мой оппонент отвечает: les heresies de l'Eglise Romaine sont innombrables (ереси Римской Церкви бесчисленны) и в доказательство ссылается на своё собственное (известное мне) сочинение “La Papaute heretique” — вот и весь ответ.

А следующее ещё лучше. Я спрашиваю: ввиду того, что ещё в VII веке св. Максиму Исповеднику было известно filioque и что он в письме к пресвитеру Марину доказывал, что в этом нет ничего неправославного, не можем ли и мы держаться такого взгляда на это дело? — “учёный” автор множества сочинений отвечает, что ему неизвестно письмо св. Максима, но что он думает, что оно подложно. Тут наглость сочетается с такой наивностью, которая показалась мне даже непонятною.

Но то, что вы мне написали о литературном и общественном положении ех-аббата, объясняет, в чём дело: очевидно, ему решительно всё равно, что ни написать. При таких условиях отвечать ему в его журнале было бы с моей стороны большой ошибкой, и я вам искренне признателен, что вы меня от неё избавили".

Заочная дискуссия между Владимиром Соловьёвым и о. Владимиром Гетте была продолжена. В мае 1888 г. Соловьёв прочёл лекцию в Париже, в салоне княгини Витгенштейн; она была напечатана под заглавием "L'Idee russe". Соловьёву возражал Владимир Гетте, статья которого была напечатана в журнале "Вера и разум" (1888).

Главные сочинения

  • Jansénisme el jésuiflsme, 1857;
  • Histoire des jésuites, 1858 и сл.;
  • Papauté temporelle condamnée par Ie pape Saint Grégoire Ie Grand, 1861;
  • Réfutation de la prétendue Vie de Jésus de M. Renan, 1863-64 (русский перевод, СПб., 1864. и М„ 1889);
  • De 1'encyclique du 8 décembre 1864, 1865 (анонимно);
  • Exposition de la doctrine de 1'Église orthodoxe et des autres Églises chrétiennes, 1868 (рус. пер., Казань и СПб., 1869).

В русском переводе

  • «История церкви христианской от Р. Хр. до наших дней, т. 1-3, СПб., 1872-75 (не окончена);
  • полемика с католическими журналами по поводу приписываемых Владимиру Соловьеву вопросов о взаимных отношениях церквей восточной и западной («Вера и разум», 1887, № 11, 15);
  • автобиография: «Souvenirs d'un prêtre remain devenu prêtre orthodoxe» (P., 1889; «Вера и разум», 1890-1891).

Использованные материалы



[1]  Изложение учения Православной Кафолической Церкви и разногласий с ним других христианских Церквей. Части: догматическая и нравственная. Пер. с франц. П. Арцыбашева. Казань, 1869; Изложение учения Православной Кафолической Церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских Церквей. Пер. с франц. П. Бутурлина. СПб., 1869.

[2]  Париж, 1 (13) мая 1876 г. Отцу С. С. Соловьёву. // Письма Владимира Сергеевича Соловьёва, т. II. СПб. 1909. С. 27.

Редакция текста от: 08.11.2012 05:15:11

"ГЕТТЕ ВЛАДИМИР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google