Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САППОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Саппорский Преображенский храм.  Фото И. Н. Харина от 26 февраля 2009 г.
Саппорский Преображенский храм. Фото И. Н. Харина от 26 февраля 2009 г.
Храм в честь Преображения Господня в городе Саппоро Сендайской епархии

Расположен в 7 минутах ходьбы от станции метро Фукудзуми, рядом со спортивным стадионом "Саппоро доому", в тихом районе города.

В 1884 году в городе открыл свой магазин Марк Абэ, православный христианин переехавший из Отару и крестившийся в Хакодатской церкви. Для распространения проповеди в Саппоро стали приезжать катехизаторы. Поначалу они останавливались в доме Марка, а для проповеди был устроен молитвенный дом на первой линии южного Саппоро. Православная община города была образована в августе 1888 году под руководством священника из Хакодатэ Тита Комацу.

Община росла, и в 1894 году на второй линии в седьмом квартале силами верующих было простроено здание для регулярных богослужений. Уже тогда приход был посвящен Преображению Господню. К нему приписным состояла обищина в Томакомае. На 1899 год архимандрит Сергий (Страгородский) писал о Саппорской церкви как о:

"молитвенном деревянном доме, европейской постройки, с главой и крестом на крыше. Выстроен он лет пять тому назад на средства христиан, человек на 100 или 150. Простой, но изящный иконостас, очень хорошие иконы, все японской работы. В алтаре тоже видно усердие прихожан: запрестольный крест, семисвечник, есть и облачение для праздников, и, конечно, хороший погребальный покров" [1].

Он же описал уклад приходской жизни в то время:

"Ежемесячно бывает 'симбоккай' [совместные встречи-собрания прихожан]. Есть еще 'кружок испытателей вероучения́; к нему принадлежат несколько человек учителей, учеников, студентов, вообще интеллигентных людей (все, конечно, православные христиане). Собираются по воскресным дням в церковном доме, кто-нибудь из них излагает подробно известный пункт вероучения, а другие ставят возражения. Завязывается примерный диспут между испытующим и уверенным, - диспут, по большей части, оживленный и продолжительный. Не принадлежащие к кружку сидят и слушают, могут и от себя возразить, если захотят" [2].

Храм сохранился целым в течении 42 лет. Здесь бывал святитель Николай Японский. После русской революции 1917 года Саппорский приход, как и прочие в Японии, лишился материальной поддержки из России и спешно перешел на самообеспечение. Как главный приход на Хоккайдо, В 1919 году Саппорская церковь взяла на себя труд по изданию православной газеты рассчитанной на всех верующих острова - Православие Северных Морей (Хоккай но Сэйкёо). С 1918 по 1924 год Саппорский приход был приписан к Отарскому. Затем в Саппоро вновь был определен постоянный священник, и с 1927 года Отарский приход входил в его ведение.

В 1933 году было решено построить новый приходской храм. Община обратилась к опытному архитектору Японской Церкви протодиакону Моисею Кавамура, который спроектировал храм в традициях русского деревянного храмового зодчества. Новая церковь прежнего посвящения была построена в 1935-1936 годах в южной части города, по адресу 南7条東1丁目. Освящение 10 мая 1936 года возглавил митрополит Японский Сергий (Тихомиров).

В связи с ремонтом городских дорог по случаю зимних Олимпийских игр, в 1971 году здание храма решили перенести на новое место. В том же году 22 августа была освящена новая церковь.

Саппорская часовня-памятник. Фото И. Н. Харина от 26 февраля 2009 г.
Саппорская часовня-памятник. Фото И. Н. Харина от 26 февраля 2009 г.
14 августа 1988 года на храмовом участке была освящена часовня-памятник в честь столетия Православия в Саппоро [3]. 25 августа 2002 года здесь прошла первая миссионерская конференция приходов Хоккайдо.

Храм увенчан шестью куполами, чем отличается от прочих - преимущественно однокупольных - православных храмов Японии. Почти все иконы храма написаны известной японской иконописицей Ириной Ямасита - здесь сохранилось самое богатое в Японии собрание её икон.

Статистика

  • 1999 - 174 семьи, 505 прихожан [4]
  • нач. XXI в. - в общине ок. 500 человек [5]

Настоятели

Документы, литература

  • Сергий (Страгородский), архим., По Японии: (Записки миссионера), М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998, 87-96.
  • 札幌正教会百年史委員会『札幌正教会百年史』札幌:札幌ハリストス正教会、1987。
  • Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 55-60.

Использованные материалы

  • Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 55-60.
  • Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 193.



[1]  Сергий (Страгородский), архим., По Японии: (Записки миссионера), М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998, 87-88.

[2]  Сергий (Страгородский), архим., По Японии: (Записки миссионера), М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998, 90.

[3]  日本ハリストス正教会『日本正教会1970-1990―宣教活動の歩み』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁1989、110。

[4]  Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 193.

[5]  Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 60.

Редакция текста от: 26.07.2023 18:25:03

"САППОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google