Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Ярополк Изяславич (+ 1086), князь Владимиро-Волынский, святой благоверный

Память 22 ноября, в Соборах Волынских и Галицких святых

Родился, как полагают, не позже 1050-х годов, старший сын великого князя Киевского Изяслава Ярославича и Гертруды (+ после 1085), дочери польского князя Мешка II Ламберта. В крещении княжич получил имя в честь архангела Гавриила. Позднее, в 1075 году, при переходе в католичество наречен в честь апостола Петра.

Впервые упоминается в источниках в 1071 году в связи с войной в Полоцком княжестве и победой у г. Голотическа, одержанной над князем Всеславом Брячиславичем. По нелетописным данным, тогда же овладел Полоцком.

В марте 1073 года его отец Изяслав, преследуемый братьями, вынужден бежать из Киева. Ярополк едет с родителями в Польшу. Следующие четыре года его семья вынуждена скитаться по монаршим дворам Европы, в надежде получить помощь для возвращения на родину. В 1075 году Ярополк с согласия отца едет к римскому папе Григорию VII (+ 1085), который признает его "русским королем" и обещает содействие в борьбе за киевский стол в обмен на признание Руси "леном святого Петра". Тогда же Ярополк принимает католичество.

В 1077 году, находясь в изгнании, его отец, узнав о смерти брата Святослава (+ 27 декабря 1076), возвращается на Русь. С другим братом, Всеволодом, Изяслав заключает мир и 15 июля 1077 года (по датировке некоторых историков, в 1078 году) вступает на киевский престол.

В 1078 или 1079 году летописец рассказывает, что когда Ярополк, посаженный своим отцом, княжит в Вышгороде, Олег Святославич и Борис Вячеславич приводят половцев на Русь. В том же году Ярополк идет вместе с отцом и другими князьями к Чернигову против Олега Святославича и Бориса Вячеславича и участвует в битве у с. Нежатина Нива (на правом берегу Канины (?), правого притока р. Десны; ныне местность около Чернигова). Оплакивает смерть своего отца, павшего в этой битве. В том же году дядя Ярополка, великий князь Всеволод, дает ему в удел города Владимир-Волынский и Туров.

Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Ранней весной 1084 года Ярополк встречается в г. Броды с князем Владимиром Мономахом, далее едет в Киев; приезжает Пасху к великому князю Всеволоду Ярославичу. Здесь он просит помощи у дяди против князей Володаря и Василька Ростиславичей, захвативших и изгнавших его из г. Владимира-Волынского. Великий князь посылает сына Мономаха ко Владимиру-Волынскому, который изгоняет захватчиков и преследует их "за Микулин". В конце этого же года Ярополк, получивший назад свое княжество, вновь встречается ка Бродах с Владимиром Мономахом.

В 1085 году Ярополк, обиженный тем, что великий князь и его дядя Всеволод Ярославич дал Давиду Игоревичу, одному из Ростиславичей, Дорогобуж на Волыни, "послушав злыхъ совѣтникъ", собирается идти на своего дядю, который посылает против него князя Владимира Мономаха. Ярополк бежит в Польшу, оставив мать, жену и дружину в Луцке. Владимир занимает Луцк, захватывает его родню, имущество и приводит пленников в Киев.

В 1086 году Ярополк вернулся из Польши, заключил мир с Мономахом и снова сел во Владимире-Волынском.

В ноябре того же года, на пути из Владимира в Звенигород Галицкий, князь Ярополк погиб от руки Нерядеца, который был в числе его свиты. Убийца бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу, почему на Ростиславичей пало сильное подозрение, но это остается недоказанным.

Дружина отвезла тело князя в Киев. 5 декабря в киевском монастыре святого Димитрия, в церкви святого апостола Петра, князя отпевал митрополит Иоанн II в присутствии великого князя Всеволода Ярославича и его детей.

По словам летописи, Ярополк отличался смирением, кротостью, нищелюбием и благочестием, давал каждый год десятину в Богородичную Киевскую церковь.

Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, свидетельствуют, что убиенный князь Ярополк местно почитался в числе святых угодников Божиих. В 1831 году он был причислен к лику святых в Соборе Волынских святых.

По мнению ряда исследователей, Ярополк, находясь в изгнании, около 1074 года женился на Кунигунде (по другим данным, Ирине), пятнадцатилетней дочери мейсенского (область на средней Эльбе) маркграфа Оттона Орламюндского (+ нач. 1067).

Его дети: дочь (по нелетописным данным, Анастасия, ок. 1090 г. вышла замуж за князя Глеба Всеславича), умерла 3 января 1158, Святослава (супруга тюрингского графа Гюнтера, который умер в 1114 г.), Ярослав (+ 11 августа 1103 г.), Вячеслав (+ 13 декабря 1104 г.) и Василько (известен по родословным книгам).

Блгв. кн. Ярополк (во 2-м ряду справа). Фрагмент иконы "Все святые в земле Русской просиявшие" (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры
Блгв. кн. Ярополк (во 2-м ряду справа). Фрагмент иконы "Все святые в земле Русской просиявшие" (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/ страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/ и пролиял еси кровь твою,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ ихже подвигом ревнуя благочестно,/ Господеви взывал еси усердно:/ даруй ми кончину, якоже братиям моим,/ да и аз омыю грехи моя кровлю моею/ и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./ Темже, днесь сошедшеся в память твою,/ верою и любовию славим Господа,/ укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/ якоже бо агнец незлобивый,/ от раба заколен еси,/ и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/ Егоже моли, присноблажеенне,/ спасти Отечество твое/ и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 3

Возсия днесь преславная память твоя,/ благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/ созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./ Темже, к тебе днесь притекающе,/ с любовию взываем радостно:/ блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/ и свята селения, приимшая дух твой,/ идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/ не забуди нас, воспевающих тя,/ но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/ да избавимся от всех бед и скорбей,/ инее присно память твою почитающи.

Использованные материалы

Редакция текста от: 13.03.2019 17:39:11

"ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google