ДИПТИХ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ди́птих (гр. δίπτυχον), списки имен, поминаемых во время литургии.

Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (τρίπτυχα), пентаптихами (πεντάπτυχα) и т.д. или вообще полиптихами (πολύπτυχα).

В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости Церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной – вплоть до XII в.

Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви святого Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация. Выделяются диптихи живых (δίπτυχα ζώντων, liber viventium) и диптихи усопших (δίπτυχα νεχρών, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица, мученики и другие святые. Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые – в отличие от других праведно усопших – наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви – как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью.

Включение в диптихи было высокой честью, признанием праведной жизни верующего, его духовного достоинства и верности церковному учению. У Псевдо-Дионисия Ареопагита (“О церковной иерархии”) говорится о том, что при чтении священных таблиц оглашаются имена тех, кто жил святой жизнью и в своем ревностном служении достиг совершенства. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия I (491 - 518), отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством Православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Так, во время споров о православии Феодора Мопсуестийского при императоре Юстиниане неправославие Феодора доказывали, в частности, отсутствием его имени в диптихах Мопсуестийской церкви.

Из диптихов живых впоследствии развиваются мартирологи. Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники).

Диптихи Автокефальных Церквей

Автокефалии, составляющие Вселенскую Церковь, также распределены в упорядоченном списке-диптихе. Богослужебное поминовение предстоятелей иных автокефалий совершается предстоятелем каждой из них и является утверждением единства Церкви. Диптих упорядочивает этикет между автокефальными Церквами - при том что они равны между собой по своей природе, предстоящей по диптиху отдают честь первенства в сослужениях и собеседованиях. Порядок первосвятительских кафедр определяются в первую очередь их историческим и политическим значением. Однако, естественная склонность к поддержанию обычаев и постепенности перемен, а также влияние внешних политических и внутренних экклезиологических расхождений, обуславливает значительные расхождения между сиюминутной обстановкой и диптихом, а также между диптихами Поместных Церквей. История образования диптиха отражает историю появления и взаимного признания Поместных Церквей (см. подробнее).

В течении последних десятилетий, начиная с середины XX века, составление общепринятого диптиха автокефальных Церквей является одной из задач межправославных встреч и совещаний. Ныне существуют два основных перечня Церквей - диптих Русской Церкви (слева) и диптих Константинопольской Церкви (справа) - различия между которыми (выделены курсивом) обусловлены расхождением по вопросу времени и легитимности учреждения ныне существующих автокефалий:

1 Константинопольская Церковь1 Константинопольская Церковь
2 Александрийская Церковь2 Александрийская Церковь
3 Антиохийская Церковь3 Антиохийская Церковь
4 Иерусалимская Церковь4 Иерусалимская Церковь
5 Русская Церковь5 Русская Церковь
6 Грузинская Церковь6 Сербская Церковь
7 Сербская Церковь7 Румынская Церковь
8 Румынская Церковь8 Болгарская Церковь
9 Болгарская Церковь9 Грузинская Церковь
10 Кипрская Церковь10 Кипрская Церковь
11 Элладская Церковь11 Элладская Церковь
12 Албанская Церковь12 Польская Церковь
13 Польская Церковь13 Албанская Церковь
14 Чехословацкая Церковь14 Чехословацкая Церковь
15 Церковь в Америке15 нет

Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквями. Диптих Сербской Православной Церкви соответствует русскому с двумя исключениями - в нём 1) меняются местами Сербская и Грузинская Церковь и 2) Православная Церковь в Америке отсутствует [1].

Поимённый диптих современных первоепископов, согласно принятому в Русской Православной Церкви, см. в статье Предстоятели Автокефальных Православных Церквей.

Использованные материалы



[1]  "Патријарх српски допутовао у Женеву", официальный сайт Сербской Православной Церкви, 23 января 2016, http://www.spc.rs/sr/patrijarh_srpski_doputovao_u_zhenevu

Редакция текста от: 24.01.2016 06:56:05

"ДИПТИХ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google