АНАСТАСИЙ (БРАТАНОВСКИЙ-РОМАНЕНКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Гравюра А. Осипова. 1-я треть XIX в. (ГИМ)
Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Гравюра А. Осипова. 1-я треть XIX в. (ГИМ)
Анастасий (Братановский-Романенко) (1761 - 1806), епископ Астраханский и Кавказский.

В миру Братановский-Романенко Андрей Семенович, родился 16 октября 1761 года в селе Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье протоиерея Переяславской епархии. Племянник епископа Иринея (Братановского).

В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию, где, кроме предметов семинарскаго курса, изучал еврейский и французский языки, и изучил их настолько основательно, что впоследствии составил еврейскую грамматику, которая в рукописи хранится в фундаментальной библиотеке Астраханской семинарии, и перевел с французского языка на русский несколько ученых сочинений.

В 1782-1783 годах преподавал в Переяславской, Севской и Новгородской духовных семинариях.

В 1784 году, при содействии своего дяди, епископа Вологодского Иринея, был переведен в Вологодскую духовную семинарию учителем поэтики, риторики, истории, стал известен как красноречивый проповедник.

1 января 1790 года митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом был назначен учителем риторики в Александро-Невской духовной семинарии.

26 июня 1790 года принял монашество.

28 января 1792 года переведен законоучителем в сухопутный шляхетский кадетский корпус.

8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

Проповеди Анастасия имели огромный успех в Санкт-Петербурге, в 1793 г. императрица Екатерина II, высоко ценившая талант Анастасия, назначила его придворным проповедником.

В 1794 году избран членом Российской Академии.

16 марта 1795 года переведен настоятелем в С.-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь.

С 19 мая 1796 года - архимандрит Московского Новоспасского монастыря, с того же года - член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса.

20 декабря [1] 1797 года хиротонисан во епископа Могилёвского и Витебского.

Архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко)
Архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко)
15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.

Много сил отдал урегулированию конфликтов православных с униатами и католиками. Особое внимание уделял Могилёвской духовной семинарии, оказывал семинаристам материальную поддержку. Учредил больницу, построил несколько домов для духовенства. В свободное время занимался литературными трудами, переводами.

В 1801 году по поручению императора Павла он исправил и размножил Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи".

В 1805 году первым из архиереев был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде.

Составил план преобразования духовных училищ в России.

Болел туберкулезом, из-за болезни подал прошение о переводе в Астрахань.

20 декабря 1805 года был назначен на Астраханскую кафедру. 7 февраля 1806 года прибыл в Астрахань.

При нем в Астрахани в 1806 году была открыта гимназия.

Скончался 9 декабря [2] 1806 года от туберкулеза. 11 декабря состоялось погребение, которое совершал живший в Астраханском Спасо-Преображенском монастыре на покое грузинский епископ Григорий. Похоронен в нижней церкви астраханского кафедрального Успенского собора. Завещал Астраханской духовной семинарии около 2 тыс. томов из своей библиотеки.

Он был знатоком и любителем церковного пения [3].

По свидетельству летописца, бывшего при нем ключарем Астраханскаго собора, преосвященный Анастасий «характер имел постоянный и миролюбивый; любил правду, щедро награждал добродетель; умел помогать, прикрывать недостатки каждого, всемерно защищал убожество. К сему еще имел дар утешения».

О частной жизни архиеп. Анастасия современник его, известный Н. Н. Бантыш-Каменский пишет следующее:

«В беседе друзей был он друг во всем значении слова сего: острые разговоры его разливали удовольствие и радость в дружеском обществе. От природы был он нрава веселого; и хотя иногда заботы, сопряженные с его званием, уменьшали сию веселость; однако лице его никогда не показывало сей несносной угрюмости и важности, которая рождает в других не столь приятные чувствования. Благодеяние, сия добродетель душ благородных и великих, было отличительнейшею чертою его характера и превосходного сердца. Никогда бедный не отходил от него без удовольствия, никогда не оставлял он страждущего человека, не подав ему помощи».

Блестящий проповедник, Анастасий был последователем митр. Платона (Левшина). Его речи, в большинстве своем обличавшие идеи энциклопедистов, были посвящены наиболее общим богословским вопросам: смерти и бессмертию, вере и неверию, благочестию и нечестивости. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия.Материализму и атеизму Анастасий противопоставлял пафос искренней веры, привлекавший к нему сердца слушателей. Его проповеди помещались в хрестоматиях как образцы русского духовного красноречия.

Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном, его прозвали "русским массильйоном".

В истории русской литературы Греча имя Анастасия, как одного из «важнейших писателей» докарамзинскаго периода, поставлено на ряду с именами митрополита Платона, Ломоносова, Державина, Фонвизина и других знаменитостей тогдашней литературы. А слогом своим проповеди Анастасия, говорит Греч, «превосходнее всех ораторских произведений того времени. Анастасий отступает от сурового языка, который до сего времени почитался необходимым дли сочинений сего рода (т. е. проповедей), и приближается к приятности новейшего русского красноречия». Действительно, слог проповедей Анастасия отличается большею свободою и легкостью, нежели слог многих предшествовавших и современных ему писателей. Вместо тяжелых периодов, в проповедях Анастасия употребляются выражения и обороты разговорной речи того времени. Увлекательная сила проповедей его заключалась в их действии на сердце и чувство, к которому преимущественно обращалась одушевленная, проникнутая чувством, речь проповедника. Как в светской литературе того времени сантиментальные повести, говорящие сердцу, привлекали к себе читателей, так и проповеди, действующие на сердце, скорее других распространялись в тогдашнем обществе, удовлетворяя его литературному вкусу. Проповеди Анастасия служат памятником своего века и по своему содержанию, по тем истинам, которые он стремился проводить в умы своих современников посредством действия на их нравственное чувство.

Награды

  • орден св. Анны 1-й степени (1797, знаки ордена были возложены при епископской хиротонии императором Павлом собственноручно)
  • бриллиантовая панагия (1805 ?, за составление плана преобразования духовных училищ в России)

Труды

  • Tractatus de concionum disposition nibus formandus, in usum jventutis, ad sacra Graeco-Russicae Ecclesiae munia ambenda obeundaque formanae, adornatus Auctore Anastasio Archiep. Astracan. Mosquae. Typis Sanctifsimae Sinodi. 1806 / Трактат о расположении проповедей. М., 1806.
  • Толкование на Евангелие от Иоанна. (рукопись, не издано).

Слова и речи

  • При вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. СПб., 1792.
  • В день рождения Екатерины II. СПб., 1792.
  • В день Преображения Господня. СПб., 1792.
  • В кавалерийский праздник св. Георгия. СПб., 1792.
  • В день тезоименитства великой княгини Елизаветы Алексеевны. СПб., 1793.
  • На погребении гр. Остермановой. СПб., 1793.
  • При выпуске кадетов. СПб., 1793.
  • На новый 1794 год. СПб., 1794.
  • В день рождения великой княгини Марии Федоровны. СПб., 1794.
  • На погребении д. т. с. И.И. Бецкого. СПб., 1795.
  • На погребении сен. А.А. Нарышкина. СПб., 1795.
  • На погребении Шувалова.
  • В день тезоименитства великой княгини Анны Павловны. СПб., 1795.
  • При выборе судей. М., 1802.
  • При восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. СПб., 1802.
  • Поучительные слова, в 2-х част. СПб., 1796.
  • 3-я ч., 1806.
  • 4-я ч., 1807.

Прижизненный список «Поучительных слов» (ок. 1802), произнесенных им в 1792-1795 гг., хранится в РНБ.

Переводы

  • Предохранение от неверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытом доказанное. СПб., 1794.
  • Арнод. Плач Иеремии. / пер. [Анастасий Братановский-Романенко]. СПб., 1797.
  • Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и его Божества. М., 1801 и 1851.
  • Опыт о совершенстве. / Из Формея; пер. [Анастасий Братановский-Романенко]. СПб, 1805.

Литература

  • Покровский Н. Проповедническая деятельность преосв. Анастасия Братановского // Странник. 1876. № 2. Ч. 1. С. 173-195;
  • Каменский Н. Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886;
  • К биографии преосв. Анастасия Братановского // Странник. 1887. № 8. С. 500-525;
  • Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887;
  • Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 529-533;
  • Анастасий, архиеп. Астраханский // Астраханские ЕВ. 1898. № 20;
  • Цесаревич Николай в Астрахани // РА. 1898. Кн. 3;
  • Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902;
  • Горючко П. Анастасий Братановский, архиеп. Астраханский и Кавказский. Астрахань, 1902;
  • Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903;
  • Григорович И. И., прот. Белорусская иерархия. Минск, 1992. С. 25-26.
  • Сухомлинов М.И. История Российской Академии. т. 1. с. 245-257.
  • Порфирьев. История русской словесности. т. II. с. 400, 405.
  • Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 5.
  • П.М. Из прошлого. // Русский вестник. 1868. № 4.
  • Заведеев. История русского проповедничества.
  • Хмыров М. Энциклопедический словарь, изд. рус. пис. и учит., т. IV.
  • Бантыш-Каменский. Словарь.
  • Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей.
  • Булгаков. с. 1395, 1404.
  • Толстой Ю. № 176.
  • Обзор русской духовной литературы. с. 394-396.
  • Энциклопедический лексикон. Плюшара. т. 7.
  • Письма и записки разных лиц к гр. Хвостову.
  • Русский проповедник. СПб., 1871.
  • Православный собеседник. 1898. окт. с. 423.
  • -"- -"- 1899. янв. с. 112, 114.
  • Труды КДА. 1868. июль. с. 109-146.
  • Русская старина. 1885. июль. с. 168.
  • -"- -"- 1873. янв. с. 110; апр. с. 498.
  • -"- -"- 1880. янв. с. 125.
  • -"- -"- 1910. май. с. 289-296; июнь. с. 407-409, 414.
  • Исторический вестник. 1881. март. с. 500.
  • -"- -"- 1885. июль. с. 528.
  • -"- -"- 1890. авг. с. 408.
  • Цесаревич Николай в Астрахани. // Русский архив. 1898. кн. 3.
  • Русский архив. 1904. кн. 2. № 8. с. 598-602, 601 п/с. 1, 2.
  • Могилевские губернские ведомости. 1846. № 49.
  • Известия Казанской епархии. 1903. № 13. с. 65 п/с.
  • БЭЛ. т. I. с. 670-671; т. II. с. 107.
  • БЭС. т. I. с. 154; т. II. с. 1582.
  • БЭЮ. т. I. с. 570.
  • ЭС. т. II. с. 514.
  • РБС. т. II. с. 102.
  • Н.Д. с. 52, 55.

Использованные материалы



[1]  По др. данным - 24 октября, но это дата увольнения на покой предыдущего еп. Могилевского Илариона, не поехавшего на епархию. Вероятно, 24 октября было принято решение о назначении на кафедру, а 20 декабря состоялась хиротония.

[2]  По ПЭ - 7 декабря.

[3]  Такие источники как страница сайта Астраханской епархии, http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/anastasi.htm и профиль http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_531 указывают владыку Анастасия автором гимна "Коль славен наш Господь в Сионе". При этом ныне наиболее распространено мнение что этот гимн был написан Д. С. Бортнянским на слова М. М. Хераскова. По заключению Соболевой и Аратомова: "Ни время ни обстоятельства... составления не известны. Предполагают, что "Коль славен..." был написан между 1790 и 1801 гг." См. Соболева, Н. А., Артамонов, В. А., Символы России, М.: Панорама, 1993, 162.

Редакция текста от: 06.01.2011 19:54:09

"АНАСТАСИЙ (БРАТАНОВСКИЙ-РОМАНЕНКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google