ЗВЕРИНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
Зверинецкий мужской монастырь во имя Архангела Михаила в г. Киев Киевской епархии Украинской Православной Церкви

История

Первоначальный монастырь

История Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.

Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси, более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского [1]. По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.

Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским. В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев, когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

Новое обретение

В последующие столетия Киевский Выдубицкий монастырь продолжил своё существование как наземная обитель на берегу Днепра, юго-восточнее пещер, а о подземной части монастыря забыли. Лишь 12 октября 1888 года вход в пещеры был вновь открыт, из-за многочисленных видений благочестивой женщины Феодосии Матвиенко. Она не раз видела во сне движущуюся радугу, конец которой упирался в то место, в котором образовался пещерный провал. Феодосия спустилась в этот провал и смогла первой увидеть множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях. Чтобы отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в новооткрытой пещере людей, Феодосия обратилась к братии Свято-Троицкого монастыря. Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. В ней, вместе со множеством человеческих останков, были найдены подтверждения того, что это был монастырь.

В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря. 22 октября того же года в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давидовичем Жеваховым, поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Это стало новой страницей в жизни князя, будущего священномученика, который приложил огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению митрополита Киевского Флавиана проведены археологические раскопки с расчисткой части пещер.

В Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода. Обнаружен был алтарный синодик с именами игуменов (надпись "игоумени звериньнсьци" – единственное документальное свидетельство о древней обители), а также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Зверинецких святых стали почитать как месточтимых киевских святых. Над новооткрытыми пещерами была построена церковь-скит, куда 23 апреля 1914 года торжественным крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, был перенесён из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные государем императором Николаем II. В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского, подаренная преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

В 1915 году митрополитом Киевским Флавианом была совершена местная канонизация Зверинецких преподобных.

Период советских гонений

В 1933 году от рук безбожников погиб последний настоятель Зверинецкого скита ­­- архимандрит Филарет (Кочубей).

В 1934 году Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако, несмотря на «безбожные пятилетки», боевые действия во время Великой Отечественной войны и жилую застройку новейшего периода, которая вплотную приблизились к древнему памятнику, Зверинецкие пещеры вместе с мощами их обитателей сохранились.

Второе возрождение

В 1990 году пещеры отошли в ведение отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. В 19901997 годах пещеры готовили к открытию. В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.

С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия (по особому расписанию). Вновь сюда потянулись паломники, есть немало свидетельств об исцелениях и помощи после молитвы на Зверинецких мощах в наше время. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.

Зверинецкие пещеры
Зверинецкие пещеры

Настоятели, наместники

Игумены

Настоятели скита

Наместники

Документы, литература

  • ЦГИА Украины, ф. 260, оп. 1, д. № 74.
  • ЦГИА Украины, ф. 260, оп. 1, д. № 31.
  • Архивно-следственное дело №3742 епископа Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) из архива УФСБ по Курской области.
  • Киевское слово № 508, 14 октября 1888.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость), Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914.
  • Архангельский, Н. В.,Новооткрытыя Зверинецкия пещеры в Киеве (древняя обитель св. Михаила), Киев, 1915.
  • Серапион, иером., Новооткрывающияся древния пещеры в Киеве, на Зверинце, Одесса, 1913.
  • Воронцова, Е. А., Становлення, розвиток та відтворення Звіринецького печерного комплексу (Дисертакія на здобуття наукового ступеня Кандидат історичних наук), Киев, 1996.
  • Эртель, А. Д., Древния пещеры на Звнринце в Киеве, Киев, 1913.
  • Толстой, История Русской церкви, Из-во Валаамского монастыря, 1991, 690.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер. ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви, М., 1995, т. 2, 650-651.
  • Минея, Месяц Иуний, Служба в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли российстей просиявших. На литии молитва: Владыко многомилостиве... Московский Сретенский монастырь, из-во «Правило веры», 1996, 578.
  • Александров, И., "Частичный список погибшего духовенства г. Киева," Вісник прес-служби УПЦ, № 11, 58.

Использованные материалы



[1]  По оценке исследователя начала XX века, Ивана Михайловича Каманина.

Редакция текста от: 20.01.2014 20:53:54

"ЗВЕРИНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google