АДАМОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дмитрий Александрович Адамов (1883 - 1937), б. протоиерей, обновленческий протопресвитер, член обновленческого Синода

Родился в 1883 году в городе Острогожске Воронежской губернии.

В 1897 году окончил Задонское духовное училище по II разряду [1], в 1903 году - Воронежскую духовную семинарию по II разряду [2].

Вступил в брак. 8 августа 1903 года рукоположен в сан диакона к церкви вмч. Димитрия Солунского села Димитриевского Коротоякского уезда [3].

Служил в Никольской церкви села Тресорукова Коротоякского уезда.

10 октября 1906 года был рукоположен во священника к Казанской церкви села Никольско-Сергиевского Бобровского уезда [4].

Долгие годы служил сельским священником. Возведён в сан протоиерея.

На 1922 год был священником Ильинской церкви города Воронежа. Уклонился в обновленчество.

Вошёл в «группу поддержки» «Живой церкви», вновь образованную из числа белого духовенства, членом ВЦУ, в качестве уполномоченного - прот. Михаилом Постниковым, в которую, кроме него, вошли профессор-прот. Тихон Попов, прот. Петр Сергеев. В настоящее время известно, что он и двое последних были секретными осведомителями ЧК-ОГПУ-НКВД.

При обновленцах стал настоятелем кафедрального Благовещенского собора. Развелся со своей женой и венчался в Благовещенском соборе с молодой вдовой, сестрой священника Григория Орлова, впоследствии обновленческого епископа Россошанского.

В августе 1922 года на «Всероссийском съезде белого духовенства» в Москве выступил с докладом «Об ученом монашестве», в котором утверждал: "засилье ученого монашества – величайшее зло, язва, разлагающая церковный организм".

По его докладу была принята резолюция о снятии сана с патриарха Тихона.

С 29 апреля 1923 года являлся членом обновленческого "II Поместного" собора. С 8 мая 1923 года входил в состав обновленческого Высшего церковного совета.

Протоиерей Дмитрий был весьма энергичным проповедником идей обновления не только в Церкви, но в быту и в семейных отношениях. Об этом свидетельствует дошедший до нас конспект лекции «Женщина и революция», прочитанной им 7 апреля 1924 года в Тамбове:

"Культивируя в женщине инстинкты самки, царская государственность вбивала ей в голову понятие о мужчинах только как о самцах. Плод этой идеологии – раздельное обучение мальчиков и девочек, закрытые учебные заведения. Вожди церкви подлаживались под самодержавную политику в женском вопросе: воспрещали женщине входить в алтарь. Каноническое требование – длинные юбки. Длинная юбка – догмат старого русского быта... старый брак в деревне – могильный склеп для женщины. Старый церковный брак – электрический стул – аппарат для лишения женщин всех гражданских прав... Проституция как результат царско-церковной политики в женском вопросе. Исповедь проститутки у монаха. Уничтожение «Живой церковью» монастырей за бессердечие, за непригодность и вредность их для жизни живых людей. Программа обновленческой церкви благословляет ленинскую революцию, давшую нам свободу и в религиозных делах".

Эта и подобные ей лекции выходили тогда отдельными брошюрами. В 1925 году в Воронеже увидела свет работа Адамова «Политическое обоснование церковного обновления». На всех ее 30 страницах он нападал на почившего патриарха Тихона примерно такими перлами:

"Тихон – патриарх 1924-1925 годов – это политическое затмение оказалось возможным в Советской республике ввиду ее культурной отсталости и очень резкой политической прослойки между различными кругами населения".

В октябре 1925 года участвовал во втором обновленческом Соборе («III Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви на территории СССР»), на котором рассчитывалось покончить с "тихоновцами", лишившимися со смертью патриарха своего лидера.

Вскоре стал протопресвитером, членом обновленческого Синода и перебрался в Москву. Помощник митрополита Виталия (Введенского) [5].

С 1927 по 1935 год являлся заведующим финансово-хозяйственной частью обновленческого Синода.

Расстрелян в 1937 году.

Использованные материалы

  • Сапелкин Н. С., "Реформистские потуги: Обновленческое движение в Русской православной церкви. Взгляд из Воронежской епархии", сайт Историческая правда, от 15.02.2015:



[1]  "Разрядный список выпускников Задонского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1897 года", Воронежские епархиальные ведомости, 1897, № 16, с. 337.

[2]  "Выпускники Воронежской духовной семинарии 1903 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., - http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/voronezsem.html

[3]  "Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1903, № 17, с. 313.

[4]  "Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 21, с. 386.

[5]  Страница Сайта Русское Православие: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_8061

Редакция текста от: 11.01.2016 20:13:19

"АДАМОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google