АНТОНИЙ (БЫСТРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антоний (Быстров), епископ Вельский
Антоний (Быстров), епископ Вельский
Антоний (Быстров) (1858 - 1931), архиепископ Архангельский и Холмогорский, священномученик

Память 3 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Быстров Николай Михайлович, родился 11 октября 1858 года в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии семье священника Михаила Ивановича Быстрова, служившего в Никольской церкви Нюбского прихода.

Родители его были весьма страннолюбивыми людьми. Однажды в дом страннолюбцев вошел старец-странник и начал рассказывать о монашеской жизни. Во время рассказа его взор остановился на мальчике, который оказался сыном этих благочестивых людей. В конце беседы он сказал родителям: "А он у вас будет архиереем". Беседа о монашестве глубоко запала в сердце юноши и он стал мечтать об иночестве.

В 1873 году окончил Яренское духовное училище по I разряду [1], в 1879 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду [2]. Стремление к монашеству в нем укрепилось окончательно, но усердная просьба родителей остановила его. Он женился и 11 октября того года определился псаломщиком в Вологодской Предтеченский церкви. Псаломщиком он прослужил там три года.

15 января 1882 года был назначен исправляющим должность настоятеля Степуринской Рождественской церкви Грязовецкого уезда. 2 февраля того же года был рукоположен во священника этой же церкви.

В том же году родилась дочь Мария, но вскоре умерла жена.

С тоге же года стал законоучителем местной земской школы.

С 27 августа 1884 года - настоятель Степуринской Рождественской церкви, а с 23 октября того же года - исправляющим должность благочинного 1-го округа Грязовецкого уезда.

В 1884-1886 годах был наблюдателем церковно-приходских школ.

7 февраля 1888 года принял монашество с именем Антоний во Владимирской Заоникиевой пустыни.

18 февраля того же года был назначен управляющим Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря, а в 1889 году - его настоятелем.

В 1890 году был перемещен в Корнилиев-Комельский монастырь той же епархии, где в 1892 году возведен в сан игумена. В 1906 году возведен в сан архимандрита. За время служения в Корнилиевой обители проявил себя опытным руководителем духовной жизни братии.

В 1907 году был переведен настоятелем Вологодского Свято-Духова монастыря.

1908 год - штатный член Вологодской духовной консистории.

17 января 1910 года был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. Хиротонию совершали в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополиты Санкт-Петербургский Антоний, Московский священномученик Владимир, Киевский Флавиан и другие иерархи [3].

В 1911 году временно управлял Вологодской епархией (в связи с болезнью правящего архиерея).

За время своего почти семилетнего настоятельства епископ Антоний положил немало забот и труда, чтобы привести обитель в благоустроенный вид.

Глубокий знаток церковного устава, он истово и благоговейно совершал богослужение и сам отправлял установленные на седмице акафистные моления. Приходя в обитель, богомольцы невольно обращали внимание на общее благолепие и утешались настроением и строгостью в жизни иноков - священнослужителей, стройным пением (с канонархом) и тем общим образцовым порядком, который замечался во всем решительно укладе монастырской жизни.

В 1919 году в Вологде был арестован и выслан в Северодвинск.

С марта 1921 года - епископ Архангельский и Холмогорский. Начал помогать ссыльному духовенству. Организовал нечто вроде кассы взаимопомощи для духовенства и монашествующих из числа ссыльных и заключенных. Нуждающимся оказывалась помощь деньгами, продуктами. Каждый приход вносил лепту в это благое дело.

27 декабря 1922 года, по обвинении в "контрреволюционной деятельности", был выслан в Нарымский край на три года.

Отбыл ссылку полностью, после чего в начале 1926 года возвратился в Архангельск. Троицкий кафедральный собор к тому времени оказался захвачен обновленцами. Служил сначала в Рождественской церкви, затем в церкви подворья Николо-Корельского монастыря и в Михаило-Архангельском монастыре. Затем кафедра перенесена в Воскресенскую церковь.

В это период много занимался устройством ссыльного духовенства. Монахини и прихожане в церквях вновь начали сбор денег для заключенных, масла, крупы, муки и одежды. Квартира владыки стала тем местом, где прибывавшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты питания, одежду. Из квартиры епископа, в лагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. Был духовным руководителем женского патриотического движения и "Союза духовенства и мирян" в Архангельске.

7 октября 1926 года опять арестован. Во время следствия содержался в тюрьме Архангельска. Очень многие заступались за владыку и вскоре он был освобожден под подписку о невыезде, а 4 февраля 1927 года совещание коллеги ОГПУ дело прекратило.

В 1929 году был возведен в сан архиепископа и стал управлящим епархиями Северного края - Архангельской, Вологодской, Северодвинской и Коми АО [4].

К тому времени большинство храмов города были закрыты, поэтому его кафедральным собором стала бывшая кладбищенская Ильинская церковь. По прежнему оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. С его разрешения в Воскресенской церкви был создан хор под управлением ссыльного Дягилева, в который вошло много ссыльного духовенства.

23 января 1931 года был вновь арестован. Вместе с ним арестованы 20 человек, в том числе ссыльные епископы - Аверкий (Кедров), Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов). Проходил по групповому "Делу контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова), Архангельск, 1931г."

Власти обвинили епископа Антония в том, что он благословил сбор средств для ссыльного духовенства и оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. Во время допроса в конце февраля, несмотря на угрозы следователей, владыка Антоний отказался оговорить кого бы то ни было. Находясь в тюрьме, раздавал заключенным получаемые им посылки, делился с ними тюремным пайком, читал им Евангелие, проповедовал. Строгий пост, молитвенность епископа Антония расположили к нему многих заключенных, в том числе ранее не веровавших в Бога.

Скончался 16 июля 1931 года в Архангельске в тюремной больнице от дизентерии. Был погребён на Вологодском кладбище. Спустя некотрое время перезахоронен на Ильинском кладбище.

31 августа 1989 года был реабилитирован по 1931 году репрессий.

26 декабря 2006 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Родственники:

  • дочь Мария - рано овдовела, воспитывала одна сына Николая (1915/1916 г. р.), в 1927 году была заключена в тюрьму
  • два брата-священника - на 1931 год были в живых и находились в переписке с владыкой

Документы, литература

  • ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 75.
  • Архив УФСБ по Архангельской обл. Д.П-11397.
  • "Церк. Вед." 1910, № 1, с. 1.
  • "Приб. к "ЦВ" 1910, № 3, с. 118, № 4, с. 139, 157-158, 1911, № 47, с. 2026, 1913, № 30, с. 1381.
  • "Церк. Вед." 1917, № 36-37, с. 324.
  • Булгаков, с. 1397.
  • "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 8.
  • БЭС т. I, стб. 198.
  • "Русск. Паломн." 1911, № 30, с. 479, 1912, № 22, с. 334, № 38, с. 583.
  • ФПС III, с. 1.
  • ФАМ I, № 24, с. 3.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год, Пг., 1917, сс. 222-223.
  • Польский М. А., протопресв., Новые мученики Российские, М., 1994 (репринт изд. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, сс.100-104.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 1, сс. 263-265.
  • Губонин М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях, М., 1994, сс. 839-840, 962.
  • Дойков Ю. В., "По ком звонит колокол", Волна, Архангельск, 1994, 29 марта.
  • Пащенко Е. В., Архангельский Патерик (Очерки о церковных подвижниках Архангельской области 14-20 вв.), Архангельск: АГМА, 2000, сс. 129-130.
  • Суворова С. В., "Терновый венец Владыки Антония", Архангельский епархиальный вестник, 2002, № 4, с. 10-11.
  • Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, сс. 123-124.
  • Суворова С. В., сост., За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник, Архангельск: 2006, сс. 21-22.

Использованные материалы



[1]  "Разрядный список учеников Яренского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1873 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1873, № 15, с. 267.

[2]  "Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1879 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1879, № 15, с. 194.

[3]  Ошибочно указана дата хиротонии - 1912 г. в "Русск. Паломн." 1912 г., № 38, с. 583 и - 1909 г., в БЭС т. I, в стб. 198 см. Состав Св. Прав. Всер. Син., с. 223

[4]  Так по ст. "Антоний (Быстров Николай Михайлович)", БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв., http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/koi/new...mY*. Других указаний на существование в то время самостоятельных Северодвинской и Коми АО епархий не обнаружено.

Редакция текста от: 03.02.2015 10:30:02

"АНТОНИЙ (БЫСТРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google