АЛЕКСАНДР (ПЕТРОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Александр (Петровский), архиеп. Харьковский
Сщмч. Александр (Петровский), архиеп. Харьковский
Александр (Петровский) (1851 - 1940), архиепископ Харьковский, священномученик

Память 11 мая, 30 октября (перенесение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников Слободского края, а также Псково-Печерских, Винницких и Полтавских (Укр.) святых

В миру Александр Феофилович [1] Петровский, родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона.

Окончив 4 класса Волынской семинарии, он поступил на юридический факультет университета, где получил прекрасное светское образование. Жил с матерью, которую очень любил. После ее смерти молодой человек получил полную свободу и некоторые средства. Загулял. Вел он жизнь такую, что нередко приходил домой к трем-четырем часам ночи. И вот однажды, возвратясь домой, он лег у себя в комнате. Одна только занавеска отделяла его комнату от комнаты его покойной матери, где все оставалось в прежнем виде. И видит он: раздвигается занавеска, входит его мать и говорит ему: "Оставь все это и поступай в монастырь!"

Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко изменил образ жизни, а вскоре, в 1900 г., действительно принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен во иеромонаха. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита.

С 1903 г. исполняя эконома и казначея туркестанского архиерейского дома, состоял членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества.

В 1906 г. принял назначение на должность казначея Жировицкого Успенского монастыря.

В 1910 г. стал настоятелем Лубенского монастыря. В 1911 г., после прославления святителя Иоасафа Белгородского, он организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сот человек.

С 1917 настоятельствовал в Псково-Печерском монастыре.

В 1918 г. переехал в Полтаву, жил при еп.Феофане

В 1919 г. стал настоятелем скитской церкви бывшeгo Козельщанского женского монастыря на реке Псел в Полтавской губернии. Образовался скит, когда сам Козельщанский монастырь и все храмы поблизости были закрыты. Служили в скиту 12 священников, нашедших здесь пристанище после закрытия своих церквей. Были между ними замечательные люди - подвижники, певцы, проповедники. При церкви существовали типография, иконописная мастерская. Старосте с большим трудом удавалось отстаивать скит, а ведь сюда собиралась масса народа со всей округи. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная длилась не меньше четырех часов и проходила с большим подъемом. Отец Александр особенно заботился об улучшении народного пения. "Пойте все!" - обращался он к народу, и все молящиеся вместе с хором пели известные молитвословия всенощного бдения или Литургии. Сам батюшка обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ. Свидетель пишет, что нельзя забыть, как в скиту служили акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: "Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе!"

В 1932 г., после закрытия храма, о. Александр уехал в Киев, служил наместником Никольского монастыря.

30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии

25 августа 1933 г. назначен епископом Винницким.

В 1934 г. он являлся членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).

В 1937 году возведен в сан архиепископа.

20 мая 1937 г. перемещен на Харьковскую епархиию.

Временно управлял Киевской епархией с осени 1937 г.

Был он человеком необыкновенно живым, общительным ласковым, умел свою стойкость сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. Так, например, его не удовлетворяла рутина, которую он нашел в Харькове. Он привык к вдохновенно-торжественному проведению служб, но ничего не стал ломать, а однажды, на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй день служили, как обычно, а на третий службы не предполагалось - все на работе. Владыка обратился с просьбой к народу и клиросу не отходить от святого обычая, установленного Церковью, - все три дня совершать праздничные службы: "Возвеселимся о Господе." Несмотря на рабочий день, храм оказался попрежнему переполненным народом. Началась праздничная служба, но хор по обычаю начал петь быстро, не повторял всех праздничных песнопений. Владыка обратился к народу: "Пойте все!" - и весь народ стал петь пасхальный канон. А клирос, сначала растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как никогда. Владыка после службы специально благодарил хористов, а те (некоторые с 30-летним стажем) потом говорили, что в их жизни никогда не было такой благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не выражал благодарности.

Одну за другой стали закрывать церкви в Харькове. Наконец осталась открытой только Николаевская церковь на Холодной горе на весь Харьковский район. Она находилась на окраине города, народ отовсюду собирался туда без особого опасения. Сам владыка приезжал на извозчике с другого конца города за 5 км. Однажды в Никольскую церковь, где служил епископ Александр, пришло распоряжение властей поделить храм с обновленцами, чтобы одно воскресенье служил православный архиерей с клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против. В конце гонцов решили отдать обновленцам один из приделов, отделив его стеной от остального храма. Через 2 недели стена была сооружена, несмотря на возмущение и запрет властей. На живоцерковные службы собиралось не более 40 человек - организаторов этого прихода, хотя там было и духовенство и прекрасный хор, получавший приличное жалование. А в самом Николаевском храме бывало столько народа, что причащение длилось несколько часов, а до начала всенощной надо было совершить множество крещений (до ста двадцати). Народ приезжал из дальних мест и терпеливо простаивал долгие службы. Владыка часто говорил о пении во время просительной ектений: "Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все: "Подай, Господи!" И когда тысячная толпа едиными устами, единым сердцем начинала петь, - такая молитва звучала в храме, о которой сейчас и малого понятия не имеют. Общительность, живость характера, сердечная мягкость сочетались у святого с мудростью, умением легко решать конфликты, мирить и вдохновлять людей.

Не минула общая судьба ревнителей за правду церковную и владыку Александра. Он это чувствовал и просил своих духовных чад не унывать: "Что бы дальше ни было - держитесь, крепитесь". Близким он говорил, что он последний архиерей на юге России.

20 июня 1938 года архиепископ Александр был арестован УНКВД, в вину ему вменялись "контрреволюционная пропаганда, участие в антисоветской церковной организации "Иоаннитов" и шпионаж в пользу Польши".

17 июля 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа осужден к 10 годам тюремного заключения в Холодногорской тюрьме. С почтением был он встречен заключенными.

5 января 1940 г. приговор был отменен и дело было возвращено на доследование, но освобожден владыка Александр не был.

Скончался 24 мая 1940 года в возрасте 89 лет. Из среды тюремного персонала говорили, он был задушен. По архивной справке 1940 г., причина смерти - острая сердечная слабость.

Документы свидетельствуют, что в мае 1940 года в морг Харькова был "привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД на Каченевке труп старика с номером на ноге и документом, в котором была указана фамилия - Петровский, с предписанием похоронить". Работавший в морге бывший иподиакон владыки и привратник, впоследствии ставший священником (прот. Иоаким Орехов), сразу же опознали архиепископа Александра. Но вдруг было получено из тюрьмы предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке. Перевязавши номер с тела Владыки на тело одного безродного, отправили последнего с документами Петровского в тюрьму.

Ночью монахи и близкие почитатели священномученика облачили его в архиерейские ризы и совершили по чину отпевание. Гроб вывозили ранним утром, но вся улица оказалась запруженной народом. С плачем, с крестным знамением, опускаясь на колени, встретила толпа повозку с гробом.

Владыка был похоронен за Холодной горой на кладбище села Зелютина. В течение многих лет могила святого была местом молитвы и паломничества.

В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован.

22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии;

12 ноября 1995 года мощи священномученика Александра были перенесены в Благовещенский собор города Харькова и установлены на особом месте для молитвенного поклонения.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых [2]

Использованные материалы



[1]  или Феофанович.

[2]  "Журнал № 15", Журнали засiдання Cвященного Синоду Україньскої Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Українскої Православної Церкви, http://news.church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino...ku/

Редакция текста от: 03.04.2015 12:06:18

"АЛЕКСАНДР (ПЕТРОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google