Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МАРК ПОДВИЖНИК"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Два прп. Марка?
26.08.2023 13:03:16

[На заметку]: Вопрос, после редакции от 23.06.2023 14:37:35: https://drevo-info.ru/articles/diff/194190/93456.html

- Марк Нитрийский : Марк Подвижник, Марк Пустынник и/или Марк Келлиот? Исходные данные (см. ниже):

A):

Краткое сказание о преподобном отце нашем Марке Подвижнике

"Преподобный Марк Подвижник [1] принадлежит к числу знаменитейших отцов египетских. Жизнь его продолжалась более ста лет: он был современником и тех из святых отцов, которые жили в конце IV столетия, и тех, которые были в начале V века. По сей-то причине, надобно полагать, и произошла некоторая разность в сказаниях о времени его жизни.

О великой святости его и совершенстве духовном свидетельствует преподобный Макарий Александрийский, бывший пресвитером церкви Нитрийских келлиотов, в которую приходил из пустыни преподобный Марк для приобщения святых Таин. «Никогда же подах, - говорит святой Макарий, - божественный Тайны Марку Подвижнику аз, но ангел от олтаря подаваше ему невидимо, аз же точию персты руки подающаго видех» [2].
 
О писаниях же преподобного Марка свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул, который, кроме восьми его слов, упоминаемых патриархом Фотием, приписывает ему еще тридцать два других, обучающих всякому пути подвижнического жития, но, к сожалению, ныне не обретающихся. Упоминают также о сочинениях его преподобномученик Петр Дамаскин, святитель Григорий Фессалонитский, преподобный Григорий Синаит, святитель Каллист, патриарх Константинопольский, и другие многие из отцов, которые, прочитав оные, и нас к чтению их увещевают.

Память преподобного Марка Подвижника Православная Церковь творит в 5-й день марта, проповедуя постнические его труды, и духовную мудрость в словах, и свыше данную ему благодать чудес [3].

Сноски:

[1]: Подробная библиография (составитель - А.Г. Дунаев), посвященная прп. Марку Подвижнику, включающая в себя перечень изданий оригинального текста творений прп. Марка и их переводов, а также всех исследований, посвященных прп. Марку и его аскетическому учению, представлена в издании: Исихазм. Аннотированная библиография / Под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. - М„ 2004. С. 225-227. - Примеч.ред.
[2]: См.: Житие прп. Макария Александрийского. - Жития святых. В 12 т. Т. 5 (2): январь, 19. М., 1904. С. 161.
[3]: См.: Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. М., 1895. С. 467.

Источник: Аскетические творения / Преп. Марк Подвижник. - [2-е изд., испр.]. - [Сергиев Посад] : СТСЛ, 2013: https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhnik/asketicheskie-tvorenija/

Примечание: См. Дунаев А. Г, указ. соч., с. 225-227: https://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihazm-annotirovannaja-b...5_4

"Марк Подвижник CPG 6090–6102; DThC 9. 1964–1968; DS 10. 274–283 [bibl.] Об авторе ничего не известно, помимо не внушающих особого доверия сведений Хроники Георгия Амартола. Нек-рые исследователи отождествляют преп. Марка Подвижника (V в.) с Марком Египетским пустынником (ср. BHG 2246), но эта гипотеза маловероятна."

Б):

"Свт. Филарет Черниговский включил сведения о преп. Марке в общий курс патрологии. В «Историческом учении об отцах церкви», вышедшем в 1859 году, данные о жизни преп. Марках берутся из «Лавсаика» Палладия Еленопольского, церковных историй Созомена и Никифора Каллиста и из синаксаря греческой минеи. Свт. Филарет настаивает на том, что автором рассматриваемых нами сочинений является отшельник Марк Нитрийский [3].

Архиепископ Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» пишет, что преп. Марк был слушателем свт. Иоанна Златоуста, прожил 100 лет, проведя 60 из них, по разлучению со святителем, в нитрийской пустыни, почив о соответственно около середины V века [8].

А[лександр] Юрьевский предполагает, что существовало два преп. Марка писателя. Один, упоминаемый в «Лавсаике», живший в IV веке, писал сочинения нравственно-аскетические, а другой, живший во время несторианского спора, догматико-полемические [13].

А. Юрьевский, чтобы сохранить авторство сочинений нравственноаскетического содержания за тем Марком, о котором пишет Палладий, предложил указанные выше два догматико-полемических сочинения считать написанными другим Марком, жившим позднее Но большого распространения эта гипотеза не получила, и большинство современных исследователей полагает, что автором всего корпуса творений было одно лицо" [49].

Сноски:

[3]: При этом свт Филарет опровергает мнение А. Галланди (в тексте - Болланд), который считал Марка Нитрийского и автора творений разными лицами (Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. С. 48: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/34634/
[8]: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. С. 95.].
[13]: Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан // Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. Т. 1. С. 24-25.
[49]: Но при этом, даже с учетом соответствующего мнения патрологов, Ж. Грибомон в вопросе единства авторства призывает проявлять некоторую сдержанность (Marc le Moine // DS. 10. P. 274-283).]

Источник: Ашмарин А.А. Богословие преподобного Марка Подвижника Исповедника // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Кафедра Богословия. Специальность: патрология. Сергиев Пасад. МДА. 2013: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/34740/

В):

"... существует и гипотеза, предполагающая наличие «двух Марков». Так, практически единственный русский исследователь, занимавшийся данной проблемой, А. Юрьевский, считает, что автором аскетических творений был тот преп. Марк, о котором повествуется в «Лавсаике», а сочинение «Против несториан» принадлежит другому Марку, бывшему в юности учеником св. Иоанна Златоуста и родившегося в 70-80-х годах IV века; позднее он подвизался как монах в каком-то малолюдном городе (возможно, в Малой Азии)» [518]. <..> Гипотеза двух авторов находит поддержку и у А. Грибомона [520]. Широкое распространение имени «Марк» в IV-V веках позволяет такой гипотезе не терять своей вероятности.

Сложнее обстоит дело со вторым вопросом. Преп. Марк Нитрийский, о котором упоминает Палладий, никак не мог дожить до несторианских споров, поскольку скончался около 336 года [521]. Датой {ante quem} написания трактата «Против несториан» служит начало VI века, поскольку древнейшая сирийская рукопись перевода его точно определяется 553 годом. Однако вряд ли можно считать автором трактата, как это делает Г. Чадвик, того Марка, игумена монастыря близ Тарса, о котором упоминает Север Антиохийский в двух своих посланиях, написанных около 515-518 годов [522]. Ибо между сирийским переводом и написанием греческого оригинала должен был пройти больший срок, чем два или три десятилетия, а кроме того, содержание трактата явно указывает на то, что автор писал его, когда несторианство только появилось. Данное обстоятельство не позволяет склоняться и к слишком ранней датировке литературной деятельности предполагаемого преп. Марка [523]. Скорее всего, трактат «Против несториан» был написан в самом конце 20-х годов или начале 30-х V века (но, вероятно, до Ефесского Собора). Был ли его автор настоятелем какого-то монастыря близ Анкиры [524] или же простым монахом, жившим в другом малоазийском городе в первой половине V века [525], остается неизвестным. Скорее всего, основное место жизни автора находилось в Малой Азии, на что указывает несомненное сходство его взглядов с богословием Феодота Анкирского. Впрочем, не исключается возможность, что преп. Марк являлся уважаемым египетским аввой и произведение «Против несториан» было написано им в самом конце жизни (430-431) [526]. Во всяком случае, это был православный церковный писатель или отец Церкви, давший решительный отпор зародившейся ереси Нестория".

Сноски:

[518]: Юрьевский А. Марк Пустынник и его новооткрытое Слово против несториан // Сборник сочинений студентов КазДА. Вып. 1. Казань, 1900. С. 29-47.
[520]: Gribomont A. Marc le Moine. P. 279.
[521]: Юрьевский А. Указ. соч. С. 28.
[522]: Chadwick Н. History and Thought of the Early Church. London, 1982. P. 125-130. С определенными колебаниями к этой гипотезе примыкает и К. Уэр, считающий личность Марка «загадкой» и полагающий возможным датировать его литературную деятельность широким диапазоном 430-535 гг. См. предисловие к французскому переводу: Marc le Moine. Traités spirituelles et théologiques / Intr. par K. Ware. Abbaye de Bellefontaine, 1985. P. IX-XV.
[523]: Так, А. Гриллмайер полагает, что преп. Марк принадлежал к египетским «антиоригенистам» и писал в самом начале V в. См.: Grillmeier A. Markos Eremitas und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op. XI // Uberlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1981. S. 251-284.
[524]: Так предполагает: Kunze J. Markus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchlichen Taufbekenntnis. Leipzig, 1895. S. 62f.
[525]: См. предисловие к указанному изданию: Marc le Moine. Traités. Т. 1. P. 29-35.
[526]: См.: Hesse О. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita // Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen, 1969. S. 90-91. Ср. наблюдение А. Юрьевского: «Книги Нестория, появившиеся в пустыне египетской, произвели сильное волнение среди пустынников, из которых некоторые, в увлечении ересью Нестория, стали называть Христа не Богочеловеком, а только «Богоносцем». Даже Кирилл Александрийский взглянул на это волнение среди египетских монахов как на явление довольно серьезное и потому счел необходимым написать к ним послание, в котором, изложив истинное учение о Лице Иисуса Христа, просил монахов воздерживаться от суждения о непосильных и трудных для них предметах. Если уже волнения и увлечения ересью были в пустынях, тем более могли они происходить в Александрии и других больших городах того времени» (Юрьевский А. Указ. соч. С. 41). Впрочем, следует оговориться, что несторианство никогда не имело твердых позиций в Египте в отличие, например, от Сирии.

Источник: Сидоров А.И. Церковное богословие в начальный период христологических споров: соблазны ересей и борьба за православие : Православное отторжение несторианства: св. Прокл Константинопольский, Феодот Анкирский и автор трактата «Против несториан», приписываемого преп. Марку Подвижнику // Святоотеческое наследие и церковные древности Т. 1:. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2011, с. 218-222: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-...3_4

Г):

Литература:

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Два прп. Марка?
26.08.2023 14:37:39 в ответ на "Два прп. Марка?" (Олексій Тре)

Спасибо, что обратили внимание! По беглом осмотре и обсуждении с умным человеком (с самим собой), с учётом того, что ПЭ двух Марков различает (и аргумента о том, что один из Марков никак не мог дожить до арианских споров), видимо, нужно признать, что Марков таки двое.

Подробно попробую покопаться после Успения.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Два прп. Марка?
28.08.2023 10:18:32 в ответ на "Re: Два прп. Марка?" (Панайот Кофалалос)

> Подробно попробую покопаться после Успения.

Пока суть да дело, из перевода с французского:

[5 марта] Память преподобного Марка Подвижника.

Св. блж. Марк жил около 430 г. [1 (с. 66)]. Как представляется, он был учеником свт. Иоанна Златоуста [2 (с. 66)] и получил в его школе совершенное знание Ветхого и Нового Заветов. В дальнейшем он стал монахом близ Анкиры, в Малой Азии, и исполнял обязанности игумена до тех пор, пока, возжелав более жестокой духовной брани, не удалился отшельником в пустыню [3 (с. 65)]. Там он пребывал до самой кончины, последовавшей, когда ему было около ста лет.

В ответ на просьбы учеников и благочестивых христиан прп. Марк составил духовные сочинения, значение которых столь велико, что в византийских монастырях вошло в обычай говорить: «Все продай и купи Марка!» [4 (с. 66)].

В частности, он писал в опровержение мессалиан [5 (с. 66)], которые отвергали ценность Таинств и утверждали, что, получив единожды «крещение Святого Духа», совершенный не имеет более нужды участвовать в жизни Церкви, довольствуясь постоянной молитвой. В ответ св. Марк настаивает на том, что вся духовная жизнь есть не что иное, как развитие благодати, полученной нами во святом крещении. «Христос, совершенный Бог, даровал крещеным совершенную благодать Духа, не приемлющую от нас приложения, но открывающуюся и являющуюся в нас по мере исполнения заповедей» [1 (с. 67)]. Преступление Адама низвергло весь род человеческий в «противоестественное» состояние, предав смерти душевной и телесной. Человек обновлен уподоблением Христу, Второму Адаму, в омовении святого крещения и помещен в рай Церкви, как в новый Эдем. Отныне он свободен трудиться над исполнением заповедей и стяжанием святых добродетелей с целью обнаружить Христа во «внутреннейшей клети, сокровенной и чистой, своего сердца». Итак, благодать Святого Духа дана нам даром с момента нашего крещения. Однако она остается как бы ростком, пока мы не дали ей расцвести исполнением заповедей, возводящим нас постепенно к сознательному ощущению плодов Святого Духа «в чувстве всесовершенной уверенности».

Этот дар благодати, подаваемый нам крещением, не погружает нас в пассивное состояние, но, напротив, согласно св. Марку, становится началом постоянной борьбы с предрасположенностью к страстям, которые пребывают в нас, и с помыслами, которые возбуждаются бесами. Эта духовная брань осуществляется посредством покаяния, которое должно не только предшествовать крещению, но и продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Итак, все христиане употребляют усилие до самой смерти, следуя путем покаяния, чтобы таким образом явить Христу, что они совершенно отвратились от наклонности ко злу, унаследованной от нашего праотца. «Все заповеди, - говорит св. Марк, - сводятся к одному, а именно - к покаянию» [1 (с. 68)]. И святой прибавляет: «Господь сокрыт в Своих заповедях, и Его обретают в той мере, в какой Его ищут» [2 (с. 68)].

Нам, воинствующим таким образом ради Христа согласно духовному закону нашей обновленной свободы, должно постоянно прибегать к Нему посредством памятования о Господе, с болью сердечной, и приносить Ему, как приношения начатков, всякую мысль, нарождающуюся в нашем уме, отражая тем самым благодаря молитве нападения «трех исполинов» зла: неведения, нерадения и забвения. «В час памятования о Боге умножь моления, чтобы Бог вспомнил о тебе, когда ты забудешь Его» [3 (с. 68)], - советует святой подвижник. Итак, если мы будем стучать молитвой в дверь этого тайного святилища нашего сердца, терпеливо и без рассеяния, то Христос, Великий Первосвященник, в конце концов откроет нам, примет наше приношение и попалит его огнем Святого Духа, давая воссиять и в вечности благодати нашего крещения [4 (с. 68)].

Сноски:

  • [1 (с. 66)]: Жизнь прп. Марка остается большей частью неизвестной и является объектом многочисленных предположений. Синаксари, как правило, смешивают его с Марком из пустыни Келлий, который знал Священное Писание наизусть и которому Ангел преподал Святое Причастие. Об этом Марке упоминается в «Лавсаике» Палладия (18,25). Другие отождествляют Марка Подвижника с Марком Пентуклийским, Палестинским, упомянутым в «Луге духовном» Иоанна Мосха (13), а также с Марком Арефусийским [29 мар.] или Марком Афинским [5 мар.]. Другие авторы недавнего времени отождествляют этого святого с настоятелем одного монастыря в Малой Азии (возможно, неподалеку от Тарса), жившим в V в. Последний обзор мнений см. во введении Ж.-М. Дюрана к книге: Marc le Moine. Traites. Vol. 1. Paris, 1999. P. 13-35 (SC 445).
  • [2 (с. 66)]: Согласно «Хронике» Георгия Монаха (см. изд. под ред. de Boor Wirth: Teubner, 1978. T. 2. P. 599).
  • [3 (с. 66)]: Согласно одним авторам - в Палестине, другим - в Египте. Кажется более вероятным, что он оставался в Галатии.
  • [4 (с. 66)]: См., напр., статью о прп. Симеоне Новом Богослове [12 мар.].
  • [5 (с. 66)]: См. статью о св. Диадохе Фотикийском [29 мар.], память которого иногда объединяется с памятью св. Марка.

  • [1 (с. 67)]: О Крещении. 30, PG 65, 1028 и SC 443, 394-395 [пер. с греч. ред.].

  • [1 (с. 68)]: О Покаянии, 1, SO 41,72; SC 445,214-215.
  • [2 (с. 68)]: О Законе духовном, 191, SO 41,26; SC 445,124-125.
  • [3 (с. 68)]: Там же, 23, SO 41,11; SC 445,81.
  • [4 (с. 68)]: О Крещении, 10, SO 41,99; SC 445, 322-323.

Источник: Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. - Т. 4 (март-апрель). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, с. 66-68.

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Олексію: Больше Марков хороших и разных
10.10.2023 00:20:57 в ответ на "Re: Два прп. Марка?" (Олексій Тре)

Давно обещал попробовать разобраться в хитросплетениях житий и их трактовок с догадками... Так вышло, что со временем после летних турне стало совсем плохо. Вот только сегодня дошли руки до Марков...

Видимо, в августе я не очень вник в поставленную задачу, не вполне понял, о каких именно двух Марках шла речь. Закопался по самые-самые... И понял, что мне это не раскопать. Поэтому прошу прощения, что так самоуверенно обнадёжил летом. Побочные продукты моих раскопок выложил только что (всё лучше, чем ничего и полный пшик). Но ту самую работу оставляю, видимо, на Вас, *Олексіє"! На кого же ещё... И кажется мне, что Вы таки сумеете разобраться.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re:: Больше Марков хороших и разных
17.10.2023 19:40:40 в ответ на "Олексію: Больше Марков хороших и разных" (Панайот Кофалалос)

> Видимо, в августе я не очень вник в поставленную задачу, не вполне понял, о каких именно двух Марках шла речь. Закопался по самые-самые... И понял, что мне это не раскопать. Поэтому прошу прощения, что так самоуверенно обнадёжил летом. Побочные продукты моих раскопок выложил только что (всё лучше, чем ничего и полный пшик). Но ту самую работу оставляю, видимо, на Вас, *Олексіє"! На кого же ещё... И кажется мне, что Вы таки сумеете разобраться.

Разобраться в чужих интерпретациях вещь нехитрая. А вот интерпретировать интерпетаторов - вещь неблагодарная (это как испорченный телефон, проще натянуть сову на глобус). Если Вы не против, я бы оставил как есть (больше Марков хороших и разных).

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Re:: Больше Марков хороших и разных
17.10.2023 21:11:39 в ответ на "Re:: Больше Марков хороших и разных" (Олексій Тре)

> Разобраться в чужих интерпретациях вещь нехитрая. А вот интерпретировать интерпетаторов - вещь неблагодарная (это как испорченный телефон, проще натянуть сову на глобус). Если Вы не против, я бы оставил как есть (больше Марков хороших и разных).

Олексій, я склонен Вам полностью довериться. Спасибо!

Ответить