Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2252 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Два прп. Марка?
26.08.2023 13:03:16 |
|
[На заметку]: Вопрос, после редакции от 23.06.2023 14:37:35: https://drevo-info.ru/articles/diff/194190/93456.html - Марк Нитрийский : Марк Подвижник, Марк Пустынник и/или Марк Келлиот? Исходные данные (см. ниже):
A): Краткое сказание о преподобном отце нашем Марке Подвижнике
"Преподобный Марк Подвижник [1] принадлежит к числу знаменитейших отцов египетских. Жизнь его продолжалась более ста лет: он был современником и тех из святых отцов, которые жили в конце IV столетия, и тех, которые были в начале V века. По сей-то причине, надобно полагать, и произошла некоторая разность в сказаниях о времени его жизни.
О великой святости его и совершенстве духовном свидетельствует преподобный Макарий Александрийский, бывший пресвитером церкви Нитрийских келлиотов, в которую приходил из пустыни преподобный Марк для приобщения святых Таин. «Никогда же подах, - говорит святой Макарий, - божественный Тайны Марку Подвижнику аз, но ангел от олтаря подаваше ему невидимо, аз же точию персты руки подающаго видех» [2].
О писаниях же преподобного Марка свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул, который, кроме восьми его слов, упоминаемых патриархом Фотием, приписывает ему еще тридцать два других, обучающих всякому пути подвижнического жития, но, к сожалению, ныне не обретающихся. Упоминают также о сочинениях его преподобномученик Петр Дамаскин, святитель Григорий Фессалонитский, преподобный Григорий Синаит, святитель Каллист, патриарх Константинопольский, и другие многие из отцов, которые, прочитав оные, и нас к чтению их увещевают.
Память преподобного Марка Подвижника Православная Церковь творит в 5-й день марта, проповедуя постнические его труды, и духовную мудрость в словах, и свыше данную ему благодать чудес [3].
Сноски:
[1]: Подробная библиография (составитель - А.Г. Дунаев), посвященная прп. Марку Подвижнику, включающая в себя перечень изданий оригинального текста творений прп. Марка и их переводов, а также всех исследований, посвященных прп. Марку и его аскетическому учению, представлена в издании: Исихазм. Аннотированная библиография / Под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. - М„ 2004. С. 225-227. - Примеч.ред.
[2]: См.: Житие прп. Макария Александрийского. - Жития святых. В 12 т. Т. 5 (2): январь, 19. М., 1904. С. 161.
[3]: См.: Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. М., 1895. С. 467.
Источник: Аскетические творения / Преп. Марк Подвижник. - [2-е изд., испр.]. - [Сергиев Посад] : СТСЛ, 2013: https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhnik/asketicheskie-tvorenija/ Примечание: См. Дунаев А. Г, указ. соч., с. 225-227: https://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihazm-annotirovannaja-b...5_4 "Марк Подвижник CPG 6090–6102; DThC 9. 1964–1968; DS 10. 274–283 [bibl.] Об авторе ничего не известно, помимо не внушающих особого доверия сведений Хроники Георгия Амартола. Нек-рые исследователи отождествляют преп. Марка Подвижника (V в.) с Марком Египетским пустынником (ср. BHG 2246), но эта гипотеза маловероятна."
Б): "Свт. Филарет Черниговский включил сведения о преп. Марке в общий курс патрологии. В «Историческом учении об отцах церкви», вышедшем в 1859 году, данные о жизни преп. Марках берутся из «Лавсаика» Палладия Еленопольского, церковных историй Созомена и Никифора Каллиста и из синаксаря греческой минеи. Свт. Филарет настаивает на том, что автором рассматриваемых нами сочинений является отшельник Марк Нитрийский [3].
Архиепископ Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» пишет, что преп. Марк был слушателем свт. Иоанна Златоуста, прожил 100 лет, проведя 60 из них, по разлучению со святителем, в нитрийской пустыни, почив о соответственно около середины V века [8].
А[лександр] Юрьевский предполагает, что существовало два преп. Марка писателя. Один, упоминаемый в «Лавсаике», живший в IV веке, писал сочинения нравственно-аскетические, а другой, живший во время несторианского спора, догматико-полемические [13].
А. Юрьевский, чтобы сохранить авторство сочинений нравственноаскетического содержания за тем Марком, о котором пишет Палладий, предложил указанные выше два догматико-полемических сочинения считать написанными другим Марком, жившим позднее Но большого распространения эта гипотеза не получила, и большинство современных исследователей полагает, что автором всего корпуса творений было одно лицо" [49].
Сноски:
[3]: При этом свт Филарет опровергает мнение А. Галланди (в тексте - Болланд), который считал Марка Нитрийского и автора творений разными лицами (Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. С. 48: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/34634/
[8]: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. С. 95.].
[13]: Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан // Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. Т. 1. С. 24-25.
[49]: Но при этом, даже с учетом соответствующего мнения патрологов, Ж. Грибомон в вопросе единства авторства призывает проявлять некоторую сдержанность (Marc le Moine // DS. 10. P. 274-283).]
Источник: Ашмарин А.А. Богословие преподобного Марка Подвижника Исповедника // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Кафедра Богословия. Специальность: патрология. Сергиев Пасад. МДА. 2013: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/34740/ В): "... существует и гипотеза, предполагающая наличие «двух Марков». Так, практически единственный русский исследователь, занимавшийся данной проблемой, А. Юрьевский, считает, что автором аскетических творений был тот преп. Марк, о котором повествуется в «Лавсаике», а сочинение «Против несториан» принадлежит другому Марку, бывшему в юности учеником св. Иоанна Златоуста и родившегося в 70-80-х годах IV века; позднее он подвизался как монах в каком-то малолюдном городе (возможно, в Малой Азии)» [518]. <..> Гипотеза двух авторов находит поддержку и у А. Грибомона [520]. Широкое распространение имени «Марк» в IV-V веках позволяет такой гипотезе не терять своей вероятности.
Сложнее обстоит дело со вторым вопросом. Преп. Марк Нитрийский, о котором упоминает Палладий, никак не мог дожить до несторианских споров, поскольку скончался около 336 года [521]. Датой {ante quem} написания трактата «Против несториан» служит начало VI века, поскольку древнейшая сирийская рукопись перевода его точно определяется 553 годом. Однако вряд ли можно считать автором трактата, как это делает Г. Чадвик, того Марка, игумена монастыря близ Тарса, о котором упоминает Север Антиохийский в двух своих посланиях, написанных около 515-518 годов [522]. Ибо между сирийским переводом и написанием греческого оригинала должен был пройти больший срок, чем два или три десятилетия, а кроме того, содержание трактата явно указывает на то, что автор писал его, когда несторианство только появилось. Данное обстоятельство не позволяет склоняться и к слишком ранней датировке литературной деятельности предполагаемого преп. Марка [523]. Скорее всего, трактат «Против несториан» был написан в самом конце 20-х годов или начале 30-х V века (но, вероятно, до Ефесского Собора). Был ли его автор настоятелем какого-то монастыря близ Анкиры [524] или же простым монахом, жившим в другом малоазийском городе в первой половине V века [525], остается неизвестным. Скорее всего, основное место жизни автора находилось в Малой Азии, на что указывает несомненное сходство его взглядов с богословием Феодота Анкирского. Впрочем, не исключается возможность, что преп. Марк являлся уважаемым египетским аввой и произведение «Против несториан» было написано им в самом конце жизни (430-431) [526]. Во всяком случае, это был православный церковный писатель или отец Церкви, давший решительный отпор зародившейся ереси Нестория".
Сноски:
[518]: Юрьевский А. Марк Пустынник и его новооткрытое Слово против несториан // Сборник сочинений студентов КазДА. Вып. 1. Казань, 1900. С. 29-47.
[520]: Gribomont A. Marc le Moine. P. 279.
[521]: Юрьевский А. Указ. соч. С. 28.
[522]: Chadwick Н. History and Thought of the Early Church. London, 1982. P. 125-130. С определенными колебаниями к этой гипотезе примыкает и К. Уэр, считающий личность Марка «загадкой» и полагающий возможным датировать его литературную деятельность широким диапазоном 430-535 гг. См. предисловие к французскому переводу: Marc le Moine. Traités spirituelles et théologiques / Intr. par K. Ware. Abbaye de Bellefontaine, 1985. P. IX-XV.
[523]: Так, А. Гриллмайер полагает, что преп. Марк принадлежал к египетским «антиоригенистам» и писал в самом начале V в. См.: Grillmeier A. Markos Eremitas und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op. XI // Uberlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1981. S. 251-284.
[524]: Так предполагает: Kunze J. Markus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchlichen Taufbekenntnis. Leipzig, 1895. S. 62f.
[525]: См. предисловие к указанному изданию: Marc le Moine. Traités. Т. 1. P. 29-35.
[526]: См.: Hesse О. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita // Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen, 1969. S. 90-91. Ср. наблюдение А. Юрьевского: «Книги Нестория, появившиеся в пустыне египетской, произвели сильное волнение среди пустынников, из которых некоторые, в увлечении ересью Нестория, стали называть Христа не Богочеловеком, а только «Богоносцем». Даже Кирилл Александрийский взглянул на это волнение среди египетских монахов как на явление довольно серьезное и потому счел необходимым написать к ним послание, в котором, изложив истинное учение о Лице Иисуса Христа, просил монахов воздерживаться от суждения о непосильных и трудных для них предметах. Если уже волнения и увлечения ересью были в пустынях, тем более могли они происходить в Александрии и других больших городах того времени» (Юрьевский А. Указ. соч. С. 41). Впрочем, следует оговориться, что несторианство никогда не имело твердых позиций в Египте в отличие, например, от Сирии.
Источник: Сидоров А.И. Церковное богословие в начальный период христологических споров: соблазны ересей и борьба за православие : Православное отторжение несторианства: св. Прокл Константинопольский, Феодот Анкирский и автор трактата «Против несториан», приписываемого преп. Марку Подвижнику // Святоотеческое наследие и церковные древности Т. 1:. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2011, с. 218-222: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-...3_4 Г): Литература:
|
||
Ответить |