Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4787 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 07:31:41 |
||
Имя Νίκη вроде читается как Ники? Почему выбран вариант Ника? |
|||
Ответить | |||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2252 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 11:41:34 в ответ на "Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов) |
||
> Имя Νίκη вроде читается как Ники? Почему выбран вариант Ника?
Ребус от Зайцева: "В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в ряде др. рукописей упомянуты также .. , .. и Ника с дружиной. .. В Мартирологе блж. Иеронима под 28 апр. указывается память мц. и девы Ники, имя к-рой присоединено к дружине мучеников Африканских. Но, по мнению Делеэ, Ника - мц. Никомидийская ", см. ПЭ, т. 17, с. 277-278, http://www.pravenc.ru/text/187382.html У греков мч./мц. Ники и 8 прп. мчч. иже с ним (или мцц. иже с ней?): "Μάρτυρος Νίκης και ετέρων Οκτώ Οσιομαρτύρων και Αναχωρητών. Μακεδονίου", http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=4&id=236 У о. Макария под 25 апреля: "Mémoire de HUIT saints ANACHORÈTES martyrs anonymes, morts par le glaive" |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 16:20:03 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Олексій Тре) |
||
> > Имя Νίκη вроде читается как Ники? Почему выбран вариант Ника?
> Ребус от Зайцева:
Этот ребус я не комментирую, поскольку его не учитывал. > У греков мч./мц. Ники и 8 прп. мчч. иже с ним (или мцц. иже с ней?): "Μάρτυρος Νίκης και ετέρων Οκτώ Οσιομαρτύρων και Αναχωρητών. Μακεδονίου", http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=4&id=236
Я давно работаю с греческими календарями, и много раз сталкивался со случаями, когда на сайте www.ecclesia.gr имена святых дня свалены в одну кучу совершенно без разбора. Поэтому тот факт, что у них Ника и 8 прмчч. якобы вместе (на самом деле - просто рядом) мною обоснованно проигнорирован. Тем более что:
> У о. Макария под 25 апреля: "Mémoire de HUIT saints ANACHORÈTES martyrs anonymes, morts par le glaive"
Совершенно верно, вне всякой связи с Никой. У него же под 24-м апреля (т. IV, с. 668): "Память святых мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина, Христофора, Димитрия, Данава, Доната, Ферина, Неставы и Ники, обращенных в христианство великомучеником Георгием". Однако сравнив эту же память в "Большом синаксаре" (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2758/sxsaintinfo.aspx), видим, что имени Ники там нет: "Οἱ Ἅγιοι Δάναβος, Δημήτριος, Εὐσέβιος, Λεόντιος, Λογγίνος, Νεστάβος, Νέων καὶ Χριστόφορος οἱ Μάρτυρες ("Святые Данав, Димитрий, Евсевий, Леонтий, Лонгин, Нестав, Неон и Христофор мученики"). (Отсутствует также Донат, но это другая история: Донат и Данав во многих (хотя и не во всех) источниках приводятся как два варианта имени одного и того же человека.) Объясняется это тем, что московские издатели "Житий" о. Макария вынуждены были адаптировать их к календарю РПЦ - либо перемещать памяти под числа, под которыми они находятся у нас, либо давать сноски о том, что в Греческой Церкви такой-то также вспоминается тогда-то (как в РПЦ); в нескольких случаях памяти, отсутствующие в календаре РПЦ, перемещены под друние числа - а именно в случаях, когда, напр., "дружины" вспоминаются отдельно от главного святого. В данном случае Нику редакторы переместили в группу обращённых через страдания вмч. Георгия. И последнее: почему мужской род, а не женский, и почему Никка, а не,скажем, Никей? Я счёл за благо просто довериться команде о. Андроника (Трубачёва), готовившей месяцесловы и "НКС", и "зелёных" Миней. Тем более, что редакторы русского издания Макария Симонопетрского тоже избрали именно этот вариант. (В том же издании Нестава почему-то стала женщиной, хотя у Сергия Спасского она - вообще... "Нестор": > Мучч. Димитрия, Данакта, Христофора, Доната, Ферина, Нестория, Ники и других: http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...ok/ (см. 24 апреля. ПРавда, у Спасского связь с вмч. Георгием не отмечена, но это явно одна и та же "дружина").
Как-то вот так вот. |
|||
Ответить | |||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4787 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 17:08:12 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
Т.е. имя Ника Вы получили из Ники в родительном падеже? Но имя Ники ведь не склоняется, в родительном падеже тоже будет Ники, так? |
|||
Ответить | |||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2252 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 20:42:18 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> В данном случае Нику редакторы переместили в группу обращённых через страдания вмч. Георгия.
У о. Макария: "Mémoire des saints martyrs Eusèbe, Néon, Léonce, Longin, Christophe, Dimitrios, Danabos, Donat, Thérin, Nestabe et Nikée qui vinrent à la foi par l’entremise de saint Georges". > ПРавда, у Спасского связь с вмч. Георгием не отмечена, но это явно одна и та же "дружина"
Отмечена (не заметили?): Там же, за 24 апр.: "Кап. Петр. Сирл. Маз. Сирм. (Сн. 23, 25, 26 апр. 6 мая М. Гр. и 28 апр.)". - В скобках - прямой отсыл к "М. Гр." Там же, следом, за 25 апр.: "Муч. Ники мечем. 1370. Шиф. (Сирм. и др. 24 апр. с Димитрием, Данактом)." > Я счёл за благо просто довериться команде о. Андроника (Трубачёва)
У Спасского: "Ника муч., 25 апр. ", http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/6 Долго думал, выкладывать или нет: икона мц. Ники (пам. 25 апр.), источник - интернет магазина одного греческого монастыря в Южной Каролине, http://www.orthodoxmonasteryicons.com/products/nike-the-martyr-icon Автор, Dimitris Panourgias, http://www.pasya.gr/en/iconographers/134-panourgias-dimitrios.html (http://aperges.com/EN/index.php?about=11&product=1423) |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 21:07:24 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов) |
||
> Т.е. имя Ника Вы получили из Ники в родительном падеже? Но имя Ники ведь не склоняется, в родительном падеже тоже будет Ники, так?
Или со мной что-то не то, или лыжи не едут... Александр Юрьевич, я в календарной статье написал: > Мч. ( ( Ника Никомидийский=Ники ) )
У меня именительный падеж - Ника, родительный (кого?) - Ники. |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 21:23:05 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Олексій Тре) |
||
> > В данном случае Нику редакторы переместили в группу обращённых через страдания вмч. Георгия.
> У о. Макария: "Mémoire des saints martyrs Eusèbe, Néon, Léonce, Longin, Christophe, Dimitrios, Danabos, Donat, Thérin, Nestabe et Nikée qui vinrent à la foi par l’entremise de saint Georges".
Я не силён во французском. Этот текст даёт основания считать Нику женщиной? > > ПРавда, у Спасского связь с вмч. Георгием не отмечена, но это явно одна и та же "дружина"
> Отмечена (не заметили?):
Не заметил, потому что что на данном этапе работ с календарём по моему личному плану я не могу использовать, кроме 64-х различных источников, ещё и греческую Минею (которой у меня нет) - я просто зашьюсь. Вот закончу календарь на год - и пойду второй круг уже с другим набором объёмных источников (вроде разноязычных Миней и всческих мартирологов). > Долго думал, выкладывать или нет: икона мц. Ники (пам. 25 апр.), источник - интернет магазина одного греческого монастыря в Южной Каролине, http://www.orthodoxmonasteryicons.com/products/nike-the-martyr-icon
|
|||
Ответить | |||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4787 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 22:26:27 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> > Т.е. имя Ника Вы получили из Ники в родительном падеже? Но имя Ники ведь не склоняется, в родительном падеже тоже будет Ники, так?
> Или со мной что-то не то, или лыжи не едут... Александр Юрьевич, я в календарной статье написал:
> > Мч. ( ( Ника Никомидийский=Ники ) )
> У меня именительный падеж - Ника, родительный (кого?) - Ники.
Это я понял, но если допустить, что именительный - Ники, то родительный какой? |
|||
Ответить | |||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2252 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 23:02:30 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> Наличие иконы, к великому сожалению для Церкви, не может быть определяющим. (Хотя в данном случае это может быть икона мучениЦЫ Ники, только память её НЕ 25 апреля.)
Другие говорят, что на иконе Ника Коринфская, http://www.pantanassa.org.au/SAINT-NIKE-MARTYR-7299-P1252.aspx |
|||
Ответить | |||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Мирослав
25.11.2016 12:24:19 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> Вот, ради интереса - картинка из одного русского Интернет-магазина, торгующего иконами: икона святого, которого нет и не было ни на Западе, ни на Востоке (хотя, как видите, к "иконе" со славянским надписанием даже пришлёпнули бирочку, которая должна наводить на мысль, будто это изделие изготовлено в Польше).
Интересный курьёз. Но у болгар имена Мирослав-Мирослава видимо могут считаться переводами Иринея-Ирины (так же как у нас бытует Светлана-Фотина). Вот тут (http://www.imenata.com/names_13.html) пишут: Мирослав - "слава на света (на мира)"
Мирослава - "слава на света (на мира)". Гръцката дума ириней означава мир, затова Мирослава и Мирослав празнуват на 5-ти май.
Т.е. празднуют в день вмц. Ирины. Можно предположить что это некий мученик Ириней - например Ириней Римский. |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:10:26 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов) |
||
> если допустить, что именительный - Ники, то родительный какой?
Если допустить, то это имя несклоняемое. Но обращаю Ваше внимание на то, что русскоязычные православные ресурсы это имя всегда трактуют именно как Ника. |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:11:36 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Олексій Тре) |
||
> Другие говорят, что на иконе Ника Коринфская, http://www.pantanassa.org.au/SAINT-NIKE-MARTYR-7299-P1252.aspx
Иконы одноимённых святых путают даже серьёзные сайты! И это прискорбно, потому что критерия просто НЕТ! |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Мирослав
25.11.2016 16:38:00 в ответ на "Мирослав" (Харин, Илья Николаевич) |
||
> Можно предположить что это некий мученик Ириней - например Ириней Римский.
Если речь идёт об изображении на иконе разве что. :) Однако я очень плотно интересовался этим именем и его бытованием в Православии. Предполагать, что это "перевод" Иринея можно было бы, если бы имя Иритней (как и Ирина) не использовались в своём первоначальном виде. Священник по имени Мирослав - нередкое явление у нас. Причина в том, что на Западной Украине имена вроде Мирослава, Любомира и др. весьма распространены (как в женской, так и в мужской форме), с ними там крестят детей. Однажды, ещё при советской власти (не скажу точно, в конце ли 70-х или в начале 80-х годов) Киевская митрополия издала церковный календарь, в алфавитном списке имён которого были все эти имена. Без именин! Единственная зацепка, которую мне удалось обнаружить, состоит в том, что Мирослав - искажённое славянскими источниками имя Мирокль (Мирод, Мироклет). Источники:
> 13 декабря 2016 года от Р.Х. по новому стилю
> 30 ноября 2016 года от Р.Х. по старому стилю
> 30 ноября 7525 года от Сотворения Мира
>
> Вторник 26-ой седмицы по Пятидесятнице. Глас 8-й.
>
> · Свт. Мирокла (Мирода, Мироклета; Мирослава), еп. Медиоланского (†316/ок. 318) (Зап.)
> В католическом календаре эта первоначальная память была перенесена на 3.12 из-за совпадения с памятью ап. Андрея Первозванного
|
|||
Ответить | |||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4787 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:39:56 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> Но обращаю Ваше внимание на то, что русскоязычные православные ресурсы это имя всегда трактуют именно как Ника.
Что-то маловато примеров нашел. Одна память на "Азбуке" без жития, "именинный" сайт, одесский форум. Маловато для "всегда". Или Вы не про сетевые ресурсы говорите? Правда "мученик Ники" вообще в чистом виде не находится... |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:42:32 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов) |
||
> Что-то маловато примеров нашел. Одна память на "Азбуке" без жития, "именинный" сайт, одесский форум. Маловато для "всегда". Или Вы не про сетевые ресурсы говорите?
Александр Юрьевич, в моём первом посте в этой ветке ссылки заметьте, пожалуйста! Их там предостаточно. > Правда "мученик Ники" вообще в чистом виде не находится...
Вот именно. Зато поищите "мученица Ника", а потом убедитесь через "Большой синаксарь", что у греков она - всё та же "Ники". P. S. Я надеюсь, доказывать отсутствие родства с верблюдом не придётся каждый раз, когда имя на другом языке не совпадает с укоренившимся в славянской традиции? Напри., никакого имени Никита не существует - есть Никетий. И никакого Викентия - есть Винкентий. Нужны ещё примеры? |
|||
Ответить | |||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4787 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 19:21:05 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> Александр Юрьевич, в моём первом посте в этой ветке ссылки заметьте, пожалуйста! Их там предостаточно.
Да, но все они в родительном падеже. > > Правда "мученик Ники" вообще в чистом виде не находится...
> Вот именно. Зато поищите "мученица Ника", а потом убедитесь через "Большой синаксарь", что у греков она - всё та же "Ники".
Этого аргумента достаточно, спасибо. > P. S. Я надеюсь, доказывать отсутствие родства с верблюдом не придётся каждый раз, когда имя на другом языке не совпадает с укоренившимся в славянской традиции?
Если я задаю вопросы, это вовсе не значит, что спорю, противопоставляю свое знание Вашему, иногда противопоставлять просто нечего )) Прошу простить мое скудоумие. |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
26.11.2016 22:36:28 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов) |
||
> Если я задаю вопросы, это вовсе не значит, что спорю, противопоставляю свое знание Вашему, иногда противопоставлять просто нечего )) Прошу простить мое скудоумие.
И Вы меня простите за запальчивость. Хотя вопрос уже закрыт, но я сегодня днём вспомнил о нём - и вдруг мне стало смешно от собственной тупости. Полемизируя, я почему-то даже не подумал о том, что всё проще гораздо: имя Ника (Нике) - это вообще-то имя античной богини: https://el.wikipedia.org/wiki/Νίκη_(μυθολογία) --->>> https://ru.wikipedia.org/wiki/Ника_(мифология) > Ни́ка (Ни́ке, др.-греч. Νίκη)
- которое издавна вошло в русский язык именно преимущественно в форме Ника (именит. падеж)! А я сравнивал источники и проч. ... Тем более, раньше в этом году мы как-то обсуждали имя Фея. ))) |
|||
Ответить | |||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
27.11.2016 09:23:14 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев) |
||
> всё проще гораздо: имя Ника (Нике) - это вообще-то имя античной богини
Именослов Татарстанской митрополии согласен. Но это говорит в пользу того что человек под вопросом - всё же женщина. Если не найдётся других примеров использования имени как мужского, думаю стоит основной сделать версию о мученице Нике Никомидийской. |
|||
Ответить | |||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: Мирослав
27.11.2016 09:32:30 в ответ на "Re: Мирослав" (д. Александр Васильев) |
||
> Единственная зацепка, которую мне удалось обнаружить, состоит в том, что Мирослав - искажённое славянскими источниками имя Мирокль (Мирод, Мироклет).
Вот это да! Интересно, есть ли какие-то доводы кроме созвучия... > Предполагать, что это "перевод" Иринея можно было бы, если бы имя Ириней (как и Ирина) не использовались в своём первоначальном виде.
Да, может быть болгары с того сайта просто "канонизировали" имя задним числом. Но бывают ведь примеры типа Богдана-Феодосия, когда признание имеют обе версии. |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Мирослав
27.11.2016 20:17:32 в ответ на "Re: Мирослав" (Харин, Илья Николаевич) |
||
> бывают ведь примеры типа Богдана-Феодосия, когда признание имеют обе версии.
Богдана нет в месяцеслове РПЦ. Так же, как не было Юрия, пока не был канонизирован новомч. 1922 года Юрий Новицкий (иже со сщмч. Вениамином, митр. Петроградским). Об остальном - остаётся только гадать. |
|||
Ответить | |||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
27.11.2016 20:22:26 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Харин, Илья Николаевич) |
||
> > всё проще гораздо: имя Ника (Нике) - это вообще-то имя античной богини
> Именослов Татарстанской митрополии согласен. Но это говорит в пользу того что человек под вопросом - всё же женщина. Если не найдётся других примеров использования имени как мужского, думаю стоит основной сделать версию о мученице Нике Никомидийской.
Каких "других примеров"? Тех, что уже есть, разве недостаточно? Впервой, что ли, когда одно и то же имя может быть и женским, и мужским? Почему Спасский, Трубачёв & Cº - т. е. "НКС" и - !!! - "зелёную" Минею, а вослед за ними и календаря на Православии.Ru, http://days.pravoslavie.ru/ABC/mn.htm#nika : > Ника, мч. Апрель 25
- я должен наделять бо́льшим авторитетом, чем, прошу прощения, Татарскую митрополию? В пользу "женского" варианта я и сам ещё два десятка источников могу привести. В некоторых католических так вообще вместо Ники ничтоже сумняшеся написано: "Виктория (греч. Ника)"... Думаю, в календарной статье нужно дать мужской вариант, как в Минее. А вот в персональной (вполне можно делать, материала на несколько слов достаточно), конечно, можно и нужно рассказывать о вариантах и предположениях. |
|||
Ответить |