Обсуждение статьи "25 АПРЕЛЯ"

Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3785
Дата регистрации: 17.01.2005
Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 07:31:41

Имя Νίκη вроде читается как Ники? Почему выбран вариант Ника?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1355
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 11:41:34 в ответ на "Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов)

> Имя Νίκη вроде читается как Ники? Почему выбран вариант Ника?

Ребус от Зайцева: "В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в ряде др. рукописей упомянуты также .. , .. и Ника с дружиной. .. В Мартирологе блж. Иеронима под 28 апр. указывается память мц. и девы Ники, имя к-рой присоединено к дружине мучеников Африканских. Но, по мнению Делеэ, Ника - мц. Никомидийская ", см. ПЭ, т. 17, с. 277-278, http://www.pravenc.ru/text/187382.html

У греков мч./мц. Ники и 8 прп. мчч. иже с ним (или мцц. иже с ней?): "Μάρτυρος Νίκης και ετέρων Οκτώ Οσιομαρτύρων και Αναχωρητών. Μακεδονίου", http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=4&id=236

У о. Макария под 25 апреля: "Mémoire de HUIT saints ANACHORÈTES martyrs anonymes, morts par le glaive"

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 16:20:03 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Олексій Тре)

> > Имя Νίκη вроде читается как Ники? Почему выбран вариант Ника?
> Ребус от Зайцева:

Этот ребус я не комментирую, поскольку его не учитывал.

> У греков мч./мц. Ники и 8 прп. мчч. иже с ним (или мцц. иже с ней?): "Μάρτυρος Νίκης και ετέρων Οκτώ Οσιομαρτύρων και Αναχωρητών. Μακεδονίου", http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=4&id=236

Я давно работаю с греческими календарями, и много раз сталкивался со случаями, когда на сайте www.ecclesia.gr имена святых дня свалены в одну кучу совершенно без разбора. Поэтому тот факт, что у них Ника и 8 прмчч. якобы вместе (на самом деле - просто рядом) мною обоснованно проигнорирован. Тем более что:

  • "Мученика Ники. Святых 8 отцов пустынников." - две отдельных памяти, через точку ("Настольная книга священнослужителя", т. 3, М., 1979, с. 237, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf);
  • "Мучеников: Ники; 8-ми отец пустынников." - две отдельных памяти, через точку с запятой (Минея-апрель, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 396, http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2396.html);

> У о. Макария под 25 апреля: "Mémoire de HUIT saints ANACHORÈTES martyrs anonymes, morts par le glaive"

Совершенно верно, вне всякой связи с Никой.

У него же под 24-м апреля (т. IV, с. 668): "Память святых мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина, Христофора, Димитрия, Данава, Доната, Ферина, Неставы и Ники, обращенных в христианство великомучеником Георгием". Однако сравнив эту же память в "Большом синаксаре" (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2758/sxsaintinfo.aspx), видим, что имени Ники там нет: "Οἱ Ἅγιοι Δάναβος, Δημήτριος, Εὐσέβιος, Λεόντιος, Λογγίνος, Νεστάβος, Νέων καὶ Χριστόφορος οἱ Μάρτυρες ("Святые Данав, Димитрий, Евсевий, Леонтий, Лонгин, Нестав, Неон и Христофор мученики"). (Отсутствует также Донат, но это другая история: Донат и Данав во многих (хотя и не во всех) источниках приводятся как два варианта имени одного и того же человека.) Объясняется это тем, что московские издатели "Житий" о. Макария вынуждены были адаптировать их к календарю РПЦ - либо перемещать памяти под числа, под которыми они находятся у нас, либо давать сноски о том, что в Греческой Церкви такой-то также вспоминается тогда-то (как в РПЦ); в нескольких случаях памяти, отсутствующие в календаре РПЦ, перемещены под друние числа - а именно в случаях, когда, напр., "дружины" вспоминаются отдельно от главного святого. В данном случае Нику редакторы переместили в группу обращённых через страдания вмч. Георгия.

И последнее: почему мужской род, а не женский, и почему Никка, а не,скажем, Никей? Я счёл за благо просто довериться команде о. Андроника (Трубачёва), готовившей месяцесловы и "НКС", и "зелёных" Миней. Тем более, что редакторы русского издания Макария Симонопетрского тоже избрали именно этот вариант. (В том же издании Нестава почему-то стала женщиной, хотя у Сергия Спасского она - вообще... "Нестор":

> Мучч. Димитрия, Данакта, Христофора, Доната, Ферина, Нестория, Ники и других: http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...ok/ (см. 24 апреля. ПРавда, у Спасского связь с вмч. Георгием не отмечена, но это явно одна и та же "дружина").

Как-то вот так вот.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3785
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 17:08:12 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

Т.е. имя Ника Вы получили из Ники в родительном падеже? Но имя Ники ведь не склоняется, в родительном падеже тоже будет Ники, так?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1355
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 20:42:18 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> В данном случае Нику редакторы переместили в группу обращённых через страдания вмч. Георгия.

У о. Макария: "Mémoire des saints martyrs Eusèbe, Néon, Léonce, Longin, Christophe, Dimitrios, Danabos, Donat, Thérin, Nestabe et Nikée qui vinrent à la foi par l’entremise de saint Georges".

> ПРавда, у Спасского связь с вмч. Георгием не отмечена, но это явно одна и та же "дружина"

Отмечена (не заметили?):

Там же, за 24 апр.: "Кап. Петр. Сирл. Маз. Сирм. (Сн. 23, 25, 26 апр. 6 мая М. Гр. и 28 апр.)". - В скобках - прямой отсыл к "М. Гр."

Там же, следом, за 25 апр.: "Муч. Ники мечем. 1370. Шиф. (Сирм. и др. 24 апр. с Димитрием, Данактом)."

> Я счёл за благо просто довериться команде о. Андроника (Трубачёва)

У Спасского: "Ника муч., 25 апр. ", http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/6

Долго думал, выкладывать или нет: икона мц. Ники (пам. 25 апр.), источник - интернет магазина одного греческого монастыря в Южной Каролине, http://www.orthodoxmonasteryicons.com/products/nike-the-martyr-icon

Автор, Dimitris Panourgias, http://www.pasya.gr/en/iconographers/134-panourgias-dimitrios.html (http://aperges.com/EN/index.php?about=11&product=1423)

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 21:07:24 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов)

> Т.е. имя Ника Вы получили из Ники в родительном падеже? Но имя Ники ведь не склоняется, в родительном падеже тоже будет Ники, так?

Или со мной что-то не то, или лыжи не едут... Александр Юрьевич, я в календарной статье написал:

> Мч. ( ( Ника Никомидийский=Ники ) )

У меня именительный падеж - Ника, родительный (кого?) - Ники.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 21:23:05 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Олексій Тре)

> > В данном случае Нику редакторы переместили в группу обращённых через страдания вмч. Георгия.
> У о. Макария: "Mémoire des saints martyrs Eusèbe, Néon, Léonce, Longin, Christophe, Dimitrios, Danabos, Donat, Thérin, Nestabe et Nikée qui vinrent à la foi par l’entremise de saint Georges".

Я не силён во французском. Этот текст даёт основания считать Нику женщиной?

> > ПРавда, у Спасского связь с вмч. Георгием не отмечена, но это явно одна и та же "дружина"
> Отмечена (не заметили?):

Не заметил, потому что что на данном этапе работ с календарём по моему личному плану я не могу использовать, кроме 64-х различных источников, ещё и греческую Минею (которой у меня нет) - я просто зашьюсь. Вот закончу календарь на год - и пойду второй круг уже с другим набором объёмных источников (вроде разноязычных Миней и всческих мартирологов).

> Долго думал, выкладывать или нет: икона мц. Ники (пам. 25 апр.), источник - интернет магазина одного греческого монастыря в Южной Каролине, http://www.orthodoxmonasteryicons.com/products/nike-the-martyr-icon

Икона несуществующего святого.
Икона несуществующего святого.
Как говаривал Промокашка, "это и я так могу". :) Шучу, конечно. Наличие иконы, к великому сожалению для Церкви, не может быть определяющим. (Хотя в данном случае это может быть икона мучениЦЫ Ники, только память её НЕ 25 апреля.) Вот, ради интереса - картинка из одного русского Интернет-магазина, торгующего иконами: икона святого, которого нет и не было ни на Западе, ни на Востоке (хотя, как видите, к "иконе" со славянским надписанием даже пришлёпнули бирочку, которая должна наводить на мысль, будто это изделие изготовлено в Польше).

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3785
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 22:26:27 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> > Т.е. имя Ника Вы получили из Ники в родительном падеже? Но имя Ники ведь не склоняется, в родительном падеже тоже будет Ники, так?
> Или со мной что-то не то, или лыжи не едут... Александр Юрьевич, я в календарной статье написал:
> > Мч. ( ( Ника Никомидийский=Ники ) )
> У меня именительный падеж - Ника, родительный (кого?) - Ники.

Это я понял, но если допустить, что именительный - Ники, то родительный какой?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1355
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
24.11.2016 23:02:30 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> Наличие иконы, к великому сожалению для Церкви, не может быть определяющим. (Хотя в данном случае это может быть икона мучениЦЫ Ники, только память её НЕ 25 апреля.)

Другие говорят, что на иконе Ника Коринфская, http://www.pantanassa.org.au/SAINT-NIKE-MARTYR-7299-P1252.aspx

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1585
Дата регистрации: 09.06.2006
Мирослав
25.11.2016 12:24:19 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> Вот, ради интереса - картинка из одного русского Интернет-магазина, торгующего иконами: икона святого, которого нет и не было ни на Западе, ни на Востоке (хотя, как видите, к "иконе" со славянским надписанием даже пришлёпнули бирочку, которая должна наводить на мысль, будто это изделие изготовлено в Польше).

Интересный курьёз. Но у болгар имена Мирослав-Мирослава видимо могут считаться переводами Иринея-Ирины (так же как у нас бытует Светлана-Фотина). Вот тут (http://www.imenata.com/names_13.html) пишут:

Мирослав - "слава на света (на мира)"
Мирослава - "слава на света (на мира)". Гръцката дума ириней означава мир, затова Мирослава и Мирослав празнуват на 5-ти май.

Т.е. празднуют в день вмц. Ирины. Можно предположить что это некий мученик Ириней - например Ириней Римский.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:10:26 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов)

> если допустить, что именительный - Ники, то родительный какой?

Если допустить, то это имя несклоняемое. Но обращаю Ваше внимание на то, что русскоязычные православные ресурсы это имя всегда трактуют именно как Ника.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:11:36 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Олексій Тре)

Иконы одноимённых святых путают даже серьёзные сайты! И это прискорбно, потому что критерия просто НЕТ!

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Мирослав
25.11.2016 16:38:00 в ответ на "Мирослав" (Харин, Илья Николаевич)

> Можно предположить что это некий мученик Ириней - например Ириней Римский.

Если речь идёт об изображении на иконе разве что. :) Однако я очень плотно интересовался этим именем и его бытованием в Православии. Предполагать, что это "перевод" Иринея можно было бы, если бы имя Иритней (как и Ирина) не использовались в своём первоначальном виде. Священник по имени Мирослав - нередкое явление у нас. Причина в том, что на Западной Украине имена вроде Мирослава, Любомира и др. весьма распространены (как в женской, так и в мужской форме), с ними там крестят детей. Однажды, ещё при советской власти (не скажу точно, в конце ли 70-х или в начале 80-х годов) Киевская митрополия издала церковный календарь, в алфавитном списке имён которого были все эти имена. Без именин!

Единственная зацепка, которую мне удалось обнаружить, состоит в том, что Мирослав - искажённое славянскими источниками имя Мирокль (Мирод, Мироклет). Источники:

  • Имянаречение в традиции православной Церкви (Доклад протоиерея Сергия Клюйко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии) 02 Январь 2012:
  • Екатерина Цыгулёва, Прот. Сергий Клюйко. Особенности имянаречения в Православной церкви. 2012 год:

> 13 декабря 2016 года от Р.Х. по новому стилю
> 30 ноября 2016 года от Р.Х. по старому стилю
> 30 ноября 7525 года от Сотворения Мира
>
> Вторник 26-ой седмицы по Пятидесятнице. Глас 8-й.
>
> · Свт. Мирокла (Мирода, Мироклета; Мирослава), еп. Медиоланского (†316/ок. 318) (Зап.)
> В католическом календаре эта первоначальная память была перенесена на 3.12 из-за совпадения с памятью ап. Андрея Первозванного

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3785
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:39:56 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> Но обращаю Ваше внимание на то, что русскоязычные православные ресурсы это имя всегда трактуют именно как Ника.

Что-то маловато примеров нашел. Одна память на "Азбуке" без жития, "именинный" сайт, одесский форум. Маловато для "всегда". Или Вы не про сетевые ресурсы говорите?

Правда "мученик Ники" вообще в чистом виде не находится...

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 16:42:32 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов)

> Что-то маловато примеров нашел. Одна память на "Азбуке" без жития, "именинный" сайт, одесский форум. Маловато для "всегда". Или Вы не про сетевые ресурсы говорите?

Александр Юрьевич, в моём первом посте в этой ветке ссылки заметьте, пожалуйста! Их там предостаточно.

> Правда "мученик Ники" вообще в чистом виде не находится...

Вот именно. Зато поищите "мученица Ника", а потом убедитесь через "Большой синаксарь", что у греков она - всё та же "Ники".

P. S. Я надеюсь, доказывать отсутствие родства с верблюдом не придётся каждый раз, когда имя на другом языке не совпадает с укоренившимся в славянской традиции? Напри., никакого имени Никита не существует - есть Никетий. И никакого Викентия - есть Винкентий. Нужны ещё примеры?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3785
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
25.11.2016 19:21:05 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> Александр Юрьевич, в моём первом посте в этой ветке ссылки заметьте, пожалуйста! Их там предостаточно.

Да, но все они в родительном падеже.

> > Правда "мученик Ники" вообще в чистом виде не находится...
> Вот именно. Зато поищите "мученица Ника", а потом убедитесь через "Большой синаксарь", что у греков она - всё та же "Ники".

Этого аргумента достаточно, спасибо.

> P. S. Я надеюсь, доказывать отсутствие родства с верблюдом не придётся каждый раз, когда имя на другом языке не совпадает с укоренившимся в славянской традиции?

Если я задаю вопросы, это вовсе не значит, что спорю, противопоставляю свое знание Вашему, иногда противопоставлять просто нечего )) Прошу простить мое скудоумие.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
26.11.2016 22:36:28 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Александр Иванов)

> Если я задаю вопросы, это вовсе не значит, что спорю, противопоставляю свое знание Вашему, иногда противопоставлять просто нечего )) Прошу простить мое скудоумие.

И Вы меня простите за запальчивость.

Хотя вопрос уже закрыт, но я сегодня днём вспомнил о нём - и вдруг мне стало смешно от собственной тупости. Полемизируя, я почему-то даже не подумал о том, что всё проще гораздо: имя Ника (Нике) - это вообще-то имя античной богини: https://el.wikipedia.org/wiki/Νίκη_(μυθολογία) --->>> https://ru.wikipedia.org/wiki/Ника_(мифология)

> Ни́ка (Ни́ке, др.-греч. Νίκη)

- которое издавна вошло в русский язык именно преимущественно в форме Ника (именит. падеж)! А я сравнивал источники и проч. ... Тем более, раньше в этом году мы как-то обсуждали имя Фея. )))

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1585
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
27.11.2016 09:23:14 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (д. Александр Васильев)

> всё проще гораздо: имя Ника (Нике) - это вообще-то имя античной богини

Именослов Татарстанской митрополии согласен. Но это говорит в пользу того что человек под вопросом - всё же женщина. Если не найдётся других примеров использования имени как мужского, думаю стоит основной сделать версию о мученице Нике Никомидийской.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1585
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Мирослав
27.11.2016 09:32:30 в ответ на "Re: Мирослав" (д. Александр Васильев)

> Единственная зацепка, которую мне удалось обнаружить, состоит в том, что Мирослав - искажённое славянскими источниками имя Мирокль (Мирод, Мироклет).

Вот это да! Интересно, есть ли какие-то доводы кроме созвучия...

> Предполагать, что это "перевод" Иринея можно было бы, если бы имя Ириней (как и Ирина) не использовались в своём первоначальном виде.

Да, может быть болгары с того сайта просто "канонизировали" имя задним числом. Но бывают ведь примеры типа Богдана-Феодосия, когда признание имеют обе версии.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Мирослав
27.11.2016 20:17:32 в ответ на "Re: Мирослав" (Харин, Илья Николаевич)

> бывают ведь примеры типа Богдана-Феодосия, когда признание имеют обе версии.

Богдана нет в месяцеслове РПЦ. Так же, как не было Юрия, пока не был канонизирован новомч. 1922 года Юрий Новицкий (иже со сщмч. Вениамином, митр. Петроградским).

Об остальном - остаётся только гадать.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3131
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη
27.11.2016 20:22:26 в ответ на "Re: Ἁγία Μάρτυς Νίκη" (Харин, Илья Николаевич)

> > всё проще гораздо: имя Ника (Нике) - это вообще-то имя античной богини
> Именослов Татарстанской митрополии согласен. Но это говорит в пользу того что человек под вопросом - всё же женщина. Если не найдётся других примеров использования имени как мужского, думаю стоит основной сделать версию о мученице Нике Никомидийской.

Каких "других примеров"? Тех, что уже есть, разве недостаточно? Впервой, что ли, когда одно и то же имя может быть и женским, и мужским? Почему Спасский, Трубачёв & Cº - т. е. "НКС" и - !!! - "зелёную" Минею, а вослед за ними и календаря на Православии.Ru, http://days.pravoslavie.ru/ABC/mn.htm#nika :

> Ника, мч. Апрель 25

- я должен наделять бо́льшим авторитетом, чем, прошу прощения, Татарскую митрополию? В пользу "женского" варианта я и сам ещё два десятка источников могу привести. В некоторых католических так вообще вместо Ники ничтоже сумняшеся написано: "Виктория (греч. Ника)"... Думаю, в календарной статье нужно дать мужской вариант, как в Минее. А вот в персональной (вполне можно делать, материала на несколько слов достаточно), конечно, можно и нужно рассказывать о вариантах и предположениях.

Ответить