> .. Ни с кем не спорю. Если можно, я немножко побурчу, пусть пока повисит, потом удалите мой пост.
Ну, раз не удалили, по бурчу еще неиного
>> Фамилия Ушаков впервые появилась у Н. Дурново "Епархии и архиереи" (мне думается по недоразумению), но имени мирского Дмитрий у него нет, Дмитрий - имя в схиме.
Во втором, с автором статьи согласен. А вот с первым, пока незадача. Попробуем определить время, когда "ленивые" начали обращаться "к подлинно историческому материалу":
>> Фамилия Ушаков нигде в первоисточниках не упоминается:
1) Діонисій хирот. 4 авг. 1700, изъ игум. Московскаго Даніилова мнтря; 7 февр. 1718 уволенъ на покой; † 6 сент. 1721, въ Московскомъ Даніиловѣ мнтрѣ. (Въ схимѣ Димитрій).
- Строев П.М., "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви", Спб. 1877, Cтб. 800:
2) Діонісій (?Ушаковъ), архіеп. вятскій великопермск, съ 1700 г. т 1721, 6 сент.
- Азбучный указатель имен русских деятелей для «Русского биографического словаря»: Часть первая. А - Л., СПб., 1887, С. 203
3) Діонисій Ушаковъ, хир. изъ игум. Моск. Данилова мон. 4 авг. 1700; отошелъ 7 февр.1718 въ Моск. Даниловъ мон., гдѣ въ схимѣ (Димитрій) † 6 сент. 1721 и погребенъ
- Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 т. / [сост. Н.Н. Дурново]. – М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892, Часть 1, С. 108:
Т.е. в 1877 у Строева еще просто - “Діонисій” без фамилии, в 1887 появляется предположение - “Діонісій (?Ушаковъ)”, в 1892 – уже без вопросов "Діонисій Ушаковъ" у Дурново.
> Вероятно, фамилии у священника в сер. 17 в. и не было. А если б он был Ушаков, так и дети скорее бы писались Ушаковы, а не Давыдовы
Если бы была фамилия, то дети бы взяли фамилию отца. Но, фамилии (или прозвища) в 17 веке могли носить представители домов дворянских или купеческих, а так же фамилии давались архиереям. В дворяне Давид причислен не был (или был?). А при наречении в архиереи в канцелярии ему могли дать любую фамилию, в том числе и Ушаков. - Т.е., никак нельзя исключить вероятность того, что бы архиерей, дети которого став дворянами взяли фамилию по мирскому имени родителя своего, сам носил другую фамилию, которую дали ему при наречении в архимандриты или при возведении на кафедру.
P.S. Не смог в сети найти: Беляев Л.А. Некрополь Данилова монастыря в XVIII–XIX веках: историко-археологические исследования (1983–2008). – М.: Данилов мужской монастырь; Институт археологии РАН, 2012.
> 5) С. Г. Рункевич: "Получив деньги, дети не очень досматривали ослабевшего старика." Как это понимать, ведь он жил схимником в монастыре, при нём был келейник?
Рункевич ссылается на
- „Описаніе Архива Св. Син.“ 1722 г. №№ 622 и 662; 1727 г. № 136.
|