Дионисий (Ушаков), архиеп. Вятский |
В миру Давид [1]. Служил священником храма Преображения Господня в селе Погост Дощатый (Спас-Дощатый), в 18 верстах от Зарайска [2]. Вероятно, сын Василия Филиппова, священника того же храма (упомян. в 1671 и 1676 гг.) [3]. Отец двух сыновей: Андрея и Якова и дочери Пелагеи. Происхождение фамилии Ушаков неясно. В 1877 у Строева еще просто - “Діонисій” без фамилии [4], в 1887 появляется предположение - “Діонісій (?Ушаковъ)” [5], в 1892 – уже без вопросов "Діонисій Ушаковъ" у Дурново [6].
Овдовел, принял монашество с именем Дионисий.
Предположительно, с 1693 по 1697 год Дионисий был игуменом Рождественского Боголюбова монастыря под Владимиром, однако по др. сведениям "въ лѣто 7205 (1697)-е Боголюбскій игуменъ Діонисій преставися, посвященъ на мѣсто его Іоасафъ" [7]. В Спас-Дощатской церкви хранилось две записи о дарении [8] "7203 (1695) года декабря в день св. Володимера Боголюбова монастыря игумен Дионисий, что в мире был священник Давид Васильев, дал вклад книги сия, дванадесятныя минеи, в рязанской уезд в Перевицкой стан в погост Дощатый в церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа для поминовения родителей своих и по отшествии души своей грешной и детей своих Андрея и Якова Давидовых, поминать меня грешнаго" и "1710 г. июля 17 преосв. Дионисий архиеп. вятский и великопермский приложил сия книги в ряз.уезд к церкви Преобр. Госп. Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что именуется погоста Дощатаго, в вечное поминовение и ради будущих благ восприятия детей своих и родителей своих и впредь будущим родом поминать. Подписал певчей его Димитрий по его архиер. приказу". Эти записи с большой вероятностью указывают на тождество Боголюбского игумена и Вятского архиерея.
С 1697 года - игумен Московского Данилова монастыря.
Архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий |
В том же году прибыл в кафедральный г. Хлынов (ныне Киров). Осенью 1700 года Хлынов почти полностью выгорел. Архиеп. Дионисий заботился о восстановлении сгоревших церквей, при этом воспользовался случаем упорядочить архитектурный облик церковных строений. В грамоте, разрешающей восстановление сгоревшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы, указал, "чтобы верх у нее был не шатровый (не скатами), алтарь сделать круглый прорубной, из алтаря построить три двери, святые иконы в иконостасе поставить по чину" [9]. При нем деревянные церкви Хлынова заменялись каменными (в частности, Покровская церковь в 1709, Иоанно-Предтеченская в 1714), строились новые каменные храмы (Богоявленский собор в 1710, Владимирская церковь в 1718).
При архиеп. Дионисии в Вятской епархии происходило резкое усиление контроля светской власти над церковным имуществом и ослабление власти правящего архиерея. В 1702 году в Хлынов для переписи имущества архиерейского дома прибыл стольник И. П. Назарьев. В перепись попала и часть личного имущества преосв. Дионисия. Как и у других архиереев, у Дионисия было велено опечатать деньги и переписать лошадей. В 1706 году в епархию для новой переписи прибыл стольник А. Греков.
Все это не помешало архиеп. Дионисию накопить значительное имущество. Рункевич характеризовал его как "большого сребролюбца и лихоимца":
Игум. Платон (Любарский) писал об архиеп. Дионисии:
Эту характеристику воспроизвел Н. С. Лесков, прибавив, что архиерей имел прозвище Дионисий Препростый.
Посох архиеп. Дионисия. Оружейная палата Московского Кремля |
8 февраля 1718 году уволен на покой и поселился в московском Даниловом монастыре.
По протоиерею Никитникову [13]
Перед смертью принял схиму с именем Димитрий.
Скончался 6 сентября 1721 года в Москве в Даниловом монастыре, где и был погребен у северной стены церкви св. Отцов семи Вселенских Соборов. На самой стене храма над местом погребения была сделана надпись об этом событии. В 1930-х кладбище монастыря было разрушено, могила утрачена.
Литература
- Булгаков, с. 1398.
- Строев П., с. 198, 799.
- Денисов, с. 409.
- Исторический вестник. 1881, май, с. 56-57, 65.
- Православный собеседник. 1907, сентябрь, с. 392-398, 400.
- Н. Д., с. 56.
- БЭЛ, т. III, с. 1180.
- БЭС, т. I, с. 592.
- Платон (Любарский), архиеп. Жизни преосв. архиереев Вятских и Великопермских // Он же. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 161-193;
- Спицын А. А. Мат-лы для истории церквей Вятской епархии до XVIII в. Вятка, [1888];
- Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1;
- Покровский И. М. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г. Каз., 1907;
- Титов А. Архиерей Петровской эпохи в переписке с Петром Великим. М., 1907;
- Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание / Сост.: свящ. Н. В. Кардин, В. И. Шабалин. Вятка, 1912;
- Вятские епарх. преосвященные с 1658 по 1914 г.: Альбом. Вятка, 1914.
Использованные материалы
- Г. Е. Колыванов "Дионисий [Ушаков]" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 299
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Сведения Леонида Евгеньевича Дмитриева, потомка вл. Дионисия и исследователя его биографии
[1] "Описаніе Архива Св. Син.“, 1722 г., стб. 928, № 622 - http://elis.psu.ru/node/127194. Рязанские епархиальные ведомости, 1889, №19, стр.876 - https://vivaldi.nlr.ru/bv000010266/view#page=932. В ряде биографий указано, что в миру он был Димитрием. Вероятно, эта ошибка связана с его именем в схиме - Димитрий.
[2] Рязанские епархиальные ведомости, 1889, №19, стр.876 - https://vivaldi.nlr.ru/bv000010266/view#page=932
[3] И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1 т. Зарайск, 1884, стр.220-221. По окладным книгам 1676г. в Погосте Дощатом значится 182 приходских двора, в числе которых 30 дворянских и 7 крестьянских.
[4] Строев П.М., "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви", Спб. 1877, Cтб. 800 - http://books.google.com/books?id=Ac_LAAAAQBAJ&pg=PA798
[5] Азбучный указатель имен русских деятелей для «Русского биографического словаря»: Часть первая. А - Л., СПб., 1887, С. 203 - http://books.google.com/books?id=zI_5AgAAQBAJ&pg=PA203
[6] Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 т. / [сост. Н.Н. Дурново]. – М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892, Часть 1, С. 108 - http://books.google.com/books?id=aZgHAwAAQBAJ&pg=PA108
[7] Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1878. Январь-Март. Книга первая, С. 13 - http://www.runivers.ru/lib/book8180/471414/
[8] Рязанские епархиальные ведомости , 1889, №19, стр.876-877
[9] Спицын. С. 6
[10] Титов. С. 16
[11] Платон (Любарский). С. 169
[12] «Иерархи Вятской епархии». Вятка, 1863
[13] "Иерархия Вятской епархии", с. 21