Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ДИОНИСИЙ (УШАКОВ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2230
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: модератору Александру Иванову
31.05.2016 19:26:48 в ответ на "Re: Леониду Евгеньевичу" (Александр Иванов)

> Прошу у Вас разрешения использовать опубликованные Вами материалы в нашей статье об архиеп. Дионисии.

Согласен. Имеет место хорошая подборка для авторской статьи, но, как говорится, из песни слова не выбросишь:

>> Если Вы не хотите публиковать статью - удалите ее , не нужно дополнять ею другие.

Забрал к себе на память. Ни с кем не спорю. Если можно, я немножко побурчу, пусть пока повисит, потом удалите мой пост.

>> Фамилия Ушаков нигде в первоисточниках не упоминается , дети и внуки его носили фамилию Давыдовых.

Одно другому не мешает. Священник Давид Васильев, предположительно был сыном священника Василия Филиппова (с. Погостъ Дощатый, ц. Преображенская):

Изъ священно-служителей означенной церкви известны:

Василій Филлиповъ ум. въ 1671 и 76 г.
Давидъ Васильевъ.
Максимъ Васильевъ р. вь 1682 г. апр. 2.
Михаилъ Максимовъ р. въ 1700 г. сент. (р. Діонисіемъ арх. Вятскимъ и 17 Великопермскимъ).

Т.е. имя Давид легло в основу фамилии "Андрея и Якова Давидовых". См., например, выдержки из надписи в евангелии 1703 года, в т.ч. в статье Спас-Дощатский Преображенский Храм.

Хотя, всегда можно сослаться, например, на ст. "Архиепископ Дионисий (Давыдов) и род дворян Давыдовых" // "Даниловский благовестник". Вып. 10. 1999, С. 59. http://msdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=...231 (Давид сын Давыда, грустная шутка )

>> Мнение Лескова является авторитетным для тех , кому лень обратиться к подлинно историческому материалу

С прямыми потомками спорить не буду. Для "ленивых" (модераторов), им.ввиду статья Дионисий (Ушаков):

Писатель Н. Лесков не давал характеристику преосвящ. Дионисию, ее дал игумен Платон (Любарский). Лесков, вслед за Вештомовым [1] и др. лишь воспроизвел слова игумена, прибавив, что Дионисий имел прозвище Дионисий Препростый.

См. Колыванов Г. Е., "Дионисий" (Ушаков Дмитрий) // Православная энциклопедия, Т. 15, С. 299, http://www.pravenc.ru/text/178413.html

> Будучи потомком Дионисия ,я лично заинтересован в восстановлении исторической справедливости по отношении к нему , поэтому прибегнул к вашему сайту.

Думаю, что тут дело не столько в Лескове, сколько в позиции автора статьи (что сразу бросается в глаза):

Именно архиереи – малороссы, воспитанники Киевской духовной академии, образованные на западный манер и весьма амбициозные, начиная с Петровского царствования надолго заняли доминирующее положение в среде высшего духовенства Православной церкви Российской империи. Значительная часть епископов – великороссов держалось позиции молчаливого, но твердого неприятия петровских преобразований, некоторые втайне сочувствовали старообрядческому расколу.

Из забавного (что сразу бросается в глаза):

Спустя 60 лет по преставлении владыки Дионисия в С-Петербурге вышел в свет «Любопытный Месяцеслов на 1780г.»
...Приводя это место из « Любопытного Месяцеслова» в своем труде «Иерархи Вятской епархии» (Вятка, 1863) церковный историк протоиерей Г.Никитников заключает ...
...Преосвященный Дионисий удостаивается от него следующей оценки:/ «Кроме простоты нравов и смирения, примечания достойного, в жизни сего Архиерея, ничего не находится и не проговаривается, хотя многие бытие его на Вятке в свежей памяти имеющие и доныне здравствуют

Т.е. через 60 то лет после преставления владыки многие на Вятке "доныне здравствуют" (долгожители или ... "записки на манжетах" Платон Любарский писал в 1760-х.)?

Понятно, что о. Герасим (см. Протоиерей Г.Никитников, «Иерархи Вятской епархии», Вятка, 1863, С. 19-22) не пользовался интернетом, и цитаты приводил из доступных ему источников. Но, зачем, сейчас, имея в виду жизнеописания буд. архиеп. Платона (Любарского), упоминать никому сейчас неизвестный альманах Рубана.

Из непонятного (что не сразу бросается в глаза):

№5 Боголюбовъ (Рождества Богородицы), въ 11 верстахъ отъ Владимира: (..) въ 1687 приписанъ былъ къ патріаршему дому. Ныне третье-классный. [ III , 378.]:

  • Ипполитъ, 1683- 92.
  • Діонісй, 1694 -96. (у автора статьи: С 1693 по 1697гг. - игумен Рождественского Боголюбова монастыря под Владимиром, т.е. -1/+1 несмотря на указ. источник)

См. Строев П.М., "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви", Спб. 1877, Cтб. 673, http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/spiskiierarxov/index.htm

Несмотря на списки Строева, считается что игум. Ипполит настоятельствовал с 1684 по 1695 годы:

См., например, Маштафаров А. В. " Боголюбский в честь явления Боголюбской Иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) Монастырь " // Православная библиотека, http://www.pravenc.ru/text/149505.html

А вот почему следующий настоятель был идентифицирован как будущ. еп. Вятский, это пока загадка:

71. Въ лѣто 7203 (1695)-е Боголюбскій игуменъ Ипполитъ преставися, на мѣсто его посвященъ Діонисій
72. Въ лѣто 7205 (1697)-е Боголюбскій игуменъ Діонисій преставися, посвященъ на мѣсто его Іоасафъ.

  • Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1878. Январь-Март. Книга первая, С. 13:

P.S.: В дополнение к статье о преосв. Дионисии:

О Посохе архиерейском Дионисия (Оружейная палата Моск. Кремля):

1722 г. ноября 13, выданъ указъ изъ св. Пр. Сvнода Сvнод. дому казначею іеромонаху Филагрію: прошедшаго апрѣля 11 числа въ поданномъ въ св. Прав. Сунодъ протоинквизитера Данилова монастыря строителя іеродіакона Паѳнутія доношеніи написано: въ прошломъ де 1721 г. сент. 6, бывшей Вятской архіепископъ Діонисій, который жилъ въ Даниловѣ монастырѣ, что при Москвѣ, волею Божіею преставися, а по смерти его архіерейской въ его келіи по осмотру явилось: шапка его архіерейская бархатная черная съ плащами серебряными новая, посохъ архіерейской на немъ крестъ да 4 яблока и на концѣ серебро съ ѳиниѳтью. И сего ноября 7 по его и. в. указу и по согласному св. Пр. Сунода приговору велѣно оную вышеозначенную шапку и посохъ взять изъ того монастыря въ Сvнод. ризницу для отдачи чужестраннымъ восточнаго благочестія архіереемъ, когда отъ кого требованіе и Сунодальное опредѣленіе будетъ. КП. св. 448, д. 85.

О детях и наследниках (от Рункевича):

"У преосвященнаго, до поступленія въ монашество служившаго, очевидно, священникомъ, было много внуковъ отъ двухъ его сыновей и дочери. Еще при жизни своей преосвященный снабдилъ своихъ дѣтей значительными капиталами, каждую семью—до 8.000 рублей. У нихъ былъ каменный домъ, имѣніе. Вѣроятно, слухи о переходѣ архіерейскаго богатства въ мірскія руки распространились по Москвѣ. У преосвященнаго Діонисія произведена была опись имущества и конфисковано 8.500 рублей. Получивъ деньги, дѣти не очень досматривали ослабѣвшаго старика. Послѣ его смерти наслѣдникамъ пришлось познакомиться на нѣкоторое время съ карауломъ по поводу наслѣдства, которое, очевидно, было безчестнымъ, хотя, быть можетъ, и законнымъ, но въ концѣ концовъ все окончилось благополучно" [1].

1. „Описаніе Архива Св. Син.“ 1722 г. №№ 622 и 662; 1727 г. № 136.

Цитата по Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1, С. 42

О том же:

Въ апрѣлѣ 1720-го года архимандритъ Ѳеодосій вновь писалъ Царю:

«... Да бывшій жъ Діонисій, архіепископъ Вятскій, который живетъ въ Москвѣ въ Даниловѣ Монастырѣ, имѣетъ при себѣ и по разнымъ мѣстамъ, а именно: въ Москвѣ, въ домѣ своемъ, что у Серпуховскихъ воротъ, въ которомъ нынѣ живетъ вдова сына его, Діонисіева, бывшаго дьяка, Яковлевская жена Давидова, да въ домѣ жъ Алексѣя Чоглокова многое богатство.
(...)
А о помянутомъ Діонисіи слышно, что онъ вышеявленное многое богатство собралъ себѣ, будучи архіепископомъ на Вяткѣ. Того ради, дабы Царское Пресвѣтлое Величество указалъ о такомъ его, Діонисіевѣ, многомъ богатствѣ по правиламъ святыхъ отецъ изслѣдовать и на пропитаніе оставить ему, что надлежитъ, а излишнее, также и послѣ Демида ростриги пожитки и золотые изъ Монастырскаго Приказу отдать въ Невской на строеніе»[128]

128. ОААНЛ III. 126—127



[1]  См. Вештомов А. И, "История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781-й год чрез 600 лет", С. 127, http://books.google.com/books?id=UZPsBQAAQBAJ&pg=PA127 или http://publ.lib.ru/ARCHIVES/__Raritetnye_knigi/Veshtomov_A_I...pdf

Ответить