> > Если хотите, можно в статье указать память 30 сентября явным образом с пояснением в сноске.
> Думал, думал... Не могу для себя решить эту задачку. А раз не знаешь, как поступить, оставь всё как есть. Наверное, пускай пока будет так. (Текст ссылки чуть подкорректировал, чтобы было понятно, откуда именно взялось утверждение о "только одной рукописи".)
Память 30 сентября взята из Месяцеслова при греч. Апостоле XIII века, хранящ. в Синод. библиотеке, а не из Месяцеслова "при греческом апостоле синодальной библиотеки XIII в.":
"Мѣсяцесловъ при гречес. апостолѣ въ синод. библіотекѣ No 346 (у Маттея No 333), относимый къ XIII вѣку. отличается многими особенностями, такъ что трудно рѣшить: дѣйствовалъ ли при составленіи его произволъ одного автора, или не былъ ли мѣсяцесловъ принадлежностію какой либо, древнѣйшей церкви востока. Особенности, ему одному свойственныя, слѣдующія: 30 сент. пр. Акакія въ Латрѣ (неизвѣстенъ), ... "
На заметку:
Архиеп. Сергий (Спасский) допускает, что, возможно, основа его источника - это месяцеслов VIII-IX в.:
"вообще автор, как будто преднамеренно, хотел вновь составить или поставить из другого источника месяцеслов более оригинальный, или же основа его месяцеслов VIII-IX в.", http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...6_1
По информации митр. Леонтопольского Софрония (Евстратиадиса) = (см. Eustratiades. Ἀγιολογιον, Σ. 21), память о прп. Акакии "отсутствует в синаксарях, приводится лишь в одной греч. рукописи", которая хранится в собрании фонда Coislin (Paris. Coislin. 361. Fol. 88). См. Виноградов А. Ю., "Акакий, прп. Латрский",Православная Энциклопедия, т. 1, с. 364, http://www.pravenc.ru/text/63776.html и "Όσιος Ακάκιος ο Θαυματουργός", сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/358/saint.aspx
См. так же Дмитриевский, "Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока", т. 3, с, 131, http://byzantinorossica.org.ru/sources/dmitrievskii/d3-1-183.djvu
Вопрос:
Если времена при Константине Багрянородном – это X век, а для Спасского личность пр. Акакия оставалась "неизвестной" и источник о нем возможно восходит к VIII-IX вв, то может быть память 30 сентября, которая относится к неизвестному Пр. Акакию в Латре. Ап. 346, - относится не к Акакию Латрийскому, а к какому-нибудь др. святому, например, Акакию Синайскому:
"Иоанн Лествичник упоминает в своем творении о монахе Акакии, подвизавшемся в Келливарской пещере на Латре", [Climacis Scala paradisi. Мigne, Раtr. с. с. ser. gr., t, LXXXVIII, е. 720] // И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894, стр. 90, http://library.byzantium.ru/lib.php?id=100
В любом случае, последний никогда не был послушником в Лавре Саввы Освященного:
"Великий Иоанн Савваит [..] рассказал мне следующее. «В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился, прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю каким образом приобрел он себе ученика, юношу, именем Акакия" // Лествица, Часть 9,"О преподобном Акакии", http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-sk...e/9
Об Акакие Синайском, см. Όσιος Ακάκιος «ὁ ἐν τῇ Κλίμακι», http://www.saint.gr/3095/saint.aspx и Виноградов А. Ю., Никифорова А. Ю., Герасименко Н. В., "Акакий Синайский" // Православная Энциклопедия, т. 1, с. 368, http://www.pravenc.ru/text/63802.html
|