Спасибо за такой замечательный (несмотря на то, что не со всем я согласен) ответ!
> В случае со святыми РПЦЗ, мы имеем достоверные сведения об их канонизации и почитании. Если мы считаем РПЦЗ Церковью, то не можем игнорировать эти сведения.
Достоверные сведения - сорри, только о канонизации. Почитание чаще всего имело ярко выраженный политический оттенок, как многое у карловчан. Кстати, со временем они и сами спохватились, и моего любимого Павла Флоренского с соборной иконы новомучеников вымарали (хотя начинать надо было ну явно не с него).
Лично я и до воссоединения считал их Церковью (раздражало только создание "параллельной юрисдикции" в "перестройку", да ещё и принятие туда тех, кого в РПЦ отправляли в запрет не буду говорить вслух за что, - то же, кстати, делал у нас Филарет: тех, кого сам, будучи законным епископом, лишал сана, потом в расколе привечал. Но это всё ушло в прошлое и должно быть предано забвению). Весть о воссоединении была просто каким-то невероятным счастьем, но с ноткой грусти: мне показалось, что впереди Русскую Церковь ждёт нечто, что она будучи разорванной не сумела бы одолеть...
Но всё это не мешает видеть очевидных вещей.
> Насчет раскола... Вправе ли мы осудить тех "раскольников", которые подвизались в условиях страшнейших гонений и отсутствия полной информации?
Осудить? Ни в коем разе! Там, может, половина действительно святых! А вот канонизовать - это совсем другой вопрос. Канонизовать патриарха Никона, Распутина, патриарха Сергия Страгородского (у каждого найдутся почитатели) - нельзя! Хотя очень может быть, что у Бога они и святы. Ни утверждать, ни отрицать этого серьёзных оснований нет (даже с Распутиным - фигурой настолько оклеветанной, что вряд ли этот клубок получится распутать до Страшного Суда). Именно по этому же не следует, мне кажется, слепо переносить карловацкие канонизации в наш календарь, раз уж наша Церковь этого не делает! А то мы Войтеха Пражского только из-за капризов Чешских и Словацких отцев вослед за официальным календарём не включаем, а карловацких - включаем ВОПРЕКИ официальному календарю.
> Также можно вспомнить сегодняшнее общецерковное почитание св. Иоанна Шанхайского, который в мирное время жил и умер в "карловацком расколе"...
Иоанн Шанхайский - вообще особый случай. Он всегда поминал на проскомидии Патриарха Московского и жил сознанием того, что мы - одна Церковь. Каковой мы, между прочим, и были - даже до воссоединения - через евхаристическое общение обеих частей с сербами! Были в РПЦЗ и другие замечательные люди. Один Антоний Храповицкий - какая глыба! Но ведь подписал же текст, в котором целью РПЦЗ объявлялось... восстановление определённого социального строя в одной конкретной стране! Мы не знаем, как он умирал, что говорил Богу. Очень вероятно, что они сейчас с Сергием Страгородским вместе у Престола Божия молятся о нас, о России... Но канонизовать их (во всяком случае, сейчас) - значит канонизовать (=предлагать как образец для подражания) определённую позицию.
Есть целый ряд святых, прославленных сперва (пока мы не имели политической возможности) в РПЦЗ, о которых ни одного вопроса. Все они давно у нас в календаре, начиная с Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской и заканчивая тем же Иоанном Максимовичем. Ни слова не скажу против свт. Ионы (Покровского), Ханькоуского чудотворца... А вот Буй и Петровых меня серьёзно смущают.
> И еще, повторюсь, мне категорически не нравится трусливая практика замалчивания церковных ошибок. Если случилась ошибка, ее надо исправлять столько же гласно, как она и совершалась. Если святые канонизировались соборно, негоже единолично (тем паче - тайно) принимать решение об исключении их имен из святцев. Иначе вся наша соборность превращается в бутафорию. Есть робкая надежда, если мы будем фиксировать все решения, то ошибочные все-таки будут исправляться официально и открыто.
Здесь я с Вами полностью солидарен. Календарь 2013 года - это... это больно. Не скажу, что у меня были какие-то личные отношения со многими новомучениками из "чёрного списка". Но Василий Кинешемский волею судеб мощами был в обители, связанной многими нитями с моим, так сказать, кругом, и я знаю, как плакали сёстры в обители, как переживал о. Амвросий, когда произошло то, что произошло.
Тем более, нам надо стараться быть осторожными! Не написал бы Павел Проценко двух тенденциозных, предвзятых, несправедливых статей - глядишь, и не заварилась бы вся эта позорная каша с изъятием мощей...
Сейчас начались рабочие встречи групп МП и РПЦЗ по согласованию месяцесловов. Дай Бог, чтобы они во всём разобрались! Но в возможность этого я как раз верю. А вот ещё бы результат был объявлен гласно!
|