Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НИКИТА СТИФАТ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: С каких пор он преподобный?
04.12.2021 22:50:08 в ответ на "Re: С каких пор он преподобный?" (Александр Иванов)

> А Вы поиском по статьям посмотрите: https://www.pravenc.ru/search/?ie=utf-8&oe=utf-8&text=Никита Стифат
> Пробегитесь глазами по выделениям. Примерно в половине случаев - "преподобный".

Посмотрел. Насчет "воловины случаев" - это Вы очень сильно преувеличили. И потом, слово "преподобный" в книгах у греков (откуда и попало про Никиту в основном в ПЭ) встречается на каждом шагу в отношении не прославленных во святых людей - наравне с обычным выражением "ваше преподобие". ))

> > Вообще я обратил внимание на этот момент после прочтения стенограммы дискуссии между прот. Георгием Максимовым и проф. А. Дунаевым: https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/disput-sushestvuet-li...ii/
> Спасибо, интересно. Чуть ниже по тексту Алексей Георгиевич указывает на ошибочность причисления к лику святых Геннадия Схолария и называет обманом канонизацию Исаака Сирина. Т.е. он довольно резок и настроен критически (и я не говорю, что это плохо). Причем про Стифата: "с чего вы взяли, что он святой, посмотрите Святцы, Московской патриархией издаваемые – нет его там". Ну, согласитесь, аргумент так себе, в святцах нашей Церкви многих святых нет.
> В целом же, я рад, что такие дискуссии ещё возможны, критического подхода в нашей патрологии очень не хватает, на мой дилетантский взгляд.

Ну, Алексею Георгиевичу только дай поспорить да пониспровергать. Цепляться к астностям он умеет. Вот концепцию выстроить - с этим хуже. Попытаться ниспровергнуть основополагающий принцип консенсус патрум (задач-то гертстратова!) у него не вышло, однако, что замечательно отрезюмировал в конце диспута Бернацкий. По поводу святых - ну, так мало ли кто какого святого не любит. Осипов не любит государя Николая II, например. Большинство агиографов РПЦ только плечми пожимает относительно канонизации Петра Могилы,,, Но такие вопросы, и в частности о Геннадии Схолларии и Исааке Сирине решать, к счастью, не Дунаеву, а Церкви. Аргумент "нет в календаре РПЦ" - конечно, нулевой. А вот "нет ни в одном календаре" - это уже серьёзнее. Как справедливо сказано, назвать святым его "даже греки не додумались".

> Кстати, с чего вдруг сам Лев IX в Православной энциклопедии назван святым, не знаете? Странно.

ПЭ просто констатирует факт его канонизации на западе, и память указывает западную. Не более того. А Стифат - оппонент Льва хоть и главный, однако, увы, оппонент неудачный.

А статью правда сделайте, использовав ПЭ. Личность интереснейшая.

Ответить