> Увы. В Добротолюбии преподобными именуются многие люди, которые никогда не были включены Церковью в списки святых. Никиты Стифана НЕТ НИ В ОДНОМ ИЗ МЕСЯЦЕСЛОВОВ поместных Церквей. Нет и на Западе.
Ну, то что на Западе не почитается святым "главный богословский оппонент послов папы св. Льва IX" - это понятно :) Кстати, с чего вдруг сам Лев IX в Православной энциклопедии назван святым, не знаете? Странно.
> Что же до ПЭ, то он там святым не назван.
А Вы поиском по статьям посмотрите: https://www.pravenc.ru/search/?ie=utf-8&oe=utf-8&text=Никита Стифат
Пробегитесь глазами по выделениям. Примерно в половине случаев - "преподобный".
> Ни слова "преподобный", ни дня памяти, ни даже раздела "почитание". Этот бесспорно выдающийся человек достоин и в "Древе" бо́льшей статьи. Поэтому вот Вам статья из 49-го тома ПЭ - может, захотите сделать. Но повторяю, значительность исторической роли не тождественна святости.
Я не возражаю, раз нет нигде подтверждения почитания, надо будет убрать лик святости, а лучше - вынести в сноску, с соответствующим пояснением.
Спасибо, интересно. Чуть ниже по тексту Алексей Георгиевич указывает на ошибочность причисления к лику святых Геннадия Схолария и называет обманом канонизацию Исаака Сирина. Т.е. он довольно резок и настроен критически (и я не говорю, что это плохо). Причем про Стифата: "с чего вы взяли, что он святой, посмотрите Святцы, Московской патриархией издаваемые – нет его там". Ну, согласитесь, аргумент так себе, в святцах нашей Церкви многих святых нет.
В целом же, я рад, что такие дискуссии ещё возможны, критического подхода в нашей патрологии очень не хватает, на мой дилетантский взгляд.
|