Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НИКИТА СТИФАТ"

Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: С каких пор он преподобный?
04.12.2021 20:14:01 в ответ на "Re: С каких пор он преподобный?" (Панайот Кофалалос)

> Увы. В Добротолюбии преподобными именуются многие люди, которые никогда не были включены Церковью в списки святых. Никиты Стифана НЕТ НИ В ОДНОМ ИЗ МЕСЯЦЕСЛОВОВ поместных Церквей. Нет и на Западе.

Ну, то что на Западе не почитается святым "главный богословский оппонент послов папы св. Льва IX" - это понятно :) Кстати, с чего вдруг сам Лев IX в Православной энциклопедии назван святым, не знаете? Странно.

> Что же до ПЭ, то он там святым не назван.

А Вы поиском по статьям посмотрите: https://www.pravenc.ru/search/?ie=utf-8&oe=utf-8&text=Никита Стифат

Пробегитесь глазами по выделениям. Примерно в половине случаев - "преподобный".

> Ни слова "преподобный", ни дня памяти, ни даже раздела "почитание". Этот бесспорно выдающийся человек достоин и в "Древе" бо́льшей статьи. Поэтому вот Вам статья из 49-го тома ПЭ - может, захотите сделать. Но повторяю, значительность исторической роли не тождественна святости.

Я не возражаю, раз нет нигде подтверждения почитания, надо будет убрать лик святости, а лучше - вынести в сноску, с соответствующим пояснением.

> Вообще я обратил внимание на этот момент после прочтения стенограммы дискуссии между прот. Георгием Максимовым и проф. А. Дунаевым: https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/disput-sushestvuet-li...ii/

Спасибо, интересно. Чуть ниже по тексту Алексей Георгиевич указывает на ошибочность причисления к лику святых Геннадия Схолария и называет обманом канонизацию Исаака Сирина. Т.е. он довольно резок и настроен критически (и я не говорю, что это плохо). Причем про Стифата: "с чего вы взяли, что он святой, посмотрите Святцы, Московской патриархией издаваемые – нет его там". Ну, согласитесь, аргумент так себе, в святцах нашей Церкви многих святых нет.

В целом же, я рад, что такие дискуссии ещё возможны, критического подхода в нашей патрологии очень не хватает, на мой дилетантский взгляд.

Ответить