Обсуждение статьи "ВИРГИЛИЙ ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1311
Дата регистрации: 03.04.2013
Об источнике [бурчалка]
16.12.2018 21:53:29

[На заметку]: "Студент V курса кафедры истории средних веков А.В.Чупрасов подготовил ряд статей для православной энциклопедии". См. Отчет о научной работе Исторического факультета МГУ за 2003 г. : http://www.hist.msu.ru/Science/Report/2003/index.html

Для начала, приведем цитаты из работы Исаченко А. В. [К вопросу об ирландской миссии у паннонских и моравских славян // Вопросы славянского языкознания. 1963. Вып. 7. С. 43-72: http://inslav.ru/publication/voprosy-slavyanskogo-yazykoznan...963 ]. Гипотезы из этой работы легли в основу статьи Чупрасова.

[С. 49]:

Виргилий был по национальности ирландцем. Впервые мы встречаемся с именем Виргилия (в ирландских источниках Fergil, Feirgil) в монастыре Агабоу (Aghaboe) в Ирландии (Queens county). Виргилий был настоятелем этого монастыря.

[С. 51]:

Виргилий Зальцбургский был одним из ирландских паломников, нашедших „вторую родину" в тогдашней Баварии. На материке мы встречаем Виргилия в 743 г. при дворе мажордома Пипина Короткого, сына Карла Великого. По настоянию Пипина. баварский герцог Отилон приглашает Виргилия в Зальцбург. Вместе с Виргилием в Зальцбург приходит и другой ирландец — епископ Добдагрек (Dobdagrecus). Со временем монастырь св. Петра становится крупным центром миссионерской деятельности.

Виргилий прожил в Зальцбурге 40 лет. За это время он приобрел небывалый авторитет. Скончался он 27 ноября 784 г. Церковь провозгласила его блаженный", позже (в 1233 г.) он был приобщен к лику святых. У себя на родине, в Ирландии, Виргилий был прозван Виргилием Землемером ((Virgilius Geometer) ....

[С. 51 - 52]:

В первые десятилетия распространения христианства у франков и баварцев низшее, рядовое духовенство на местах получало весьма поверхностное образование. В частности, простые священники очень слабо знали латынь Многие из них не понимали даже латинского текста основных христианских молитв, знание которых (на латинском языке!) требовалось от всех лиц, желающих принять новую веру . Такие малокультурные священники имелись и в зальцбургской епархии. Один из них делал элементарные грамматические ошибки в тексте формулы, произносимой при крещении. Архиепископ Бонифаций, узнавший об этом постыдном случае, привлек к ответственности Виргилия и потребовал, чтобы крещения, произведенные этим малограмотным монахом, были признаны недействительными. Виргилий отклонил требование архиепископа. Это послужило непосредственным поводом для составления Бонифацием жалобы на Виргилия. В 746 г. Бонифаций пишет римскому папе Захарию. [Далее, Исаченко делает всего лишь предположение ] Есть основания думать, что Бонифаций руководствовался не только и не столько любовью к безукоризненной латыни: Бонифаций обвинял Виргилия и в том, что этот последний, будучи всего лишь игуменом монастыря св. Петра, фактически руководил всей зальцбургской епархией. Такая практика, введенная Виргилием в Зальцбурге по образцу ирландской церковной традиции, противоречила франкским правовым нормам. Бонифаций жалуется также на интриги Виргилия, пытающегося якобы сеять ненависть между ним и герцогом Отилоном. Но основным обвинением, имевшим цель очернить Виргилия и устранить своенравного ирландца из Зальцбурга, тем самым очистив путь к присоединению баварской церкви к франкской, является обвинение „идеологического порядка. Бонифаций пускает в ход опасное оружие: он обвиняет Виргилия в ереси.

Теперь вернемся к словам из статьи тогдашнего студента:

> Был монахом, затем аббатом ирландского монастыря Аабо (ныне в графстве Лиишь)

Заметим, что

аббатами [монастыря Ахад-Бо совр. сел. Ахабоу, графство Лишь, Ирландия], которые упоминаются в анналах, были Менн Баренн († 695), Скандал (Сканнал; † 782) и Фергил († 789). Ирл. эрудиты XVII в. (Джон Колган, Михал О Клери) отождествили Фергила со св. Виргилием († 784), еп. Зальцбурга, ирландцем, прибывшим на континент в 743 или 744 г. Эта гипотеза получила отражение в Анналах Четырех наставников: «Фергил... умер в Германии на 30-м году епископства» (Annala Rioghachta Eireann. 1848. Vol. 1. P. 390) (см.:[список источников]). Отождествлению аббата Фергила с Виргилием Зальцбургским препятствует то, что предшественник Фергила, Скандал, потомок Тадга, скончался в 782 г., когда Виргилий находился в Зальцбурге и управлял епископской кафедрой.

Источник: Королёв А. А., "Каннех" // Православная энциклопедия, Т. 30, С. 191-201 С. 198: http://www.pravenc.ru/text/1470219.html

> Осуществление непосредственных епископских функций Виргилий передал прибывшему из Ирландии еп. Добдагреку. Однако папский легат в Баварии архиеп. Майнцский Вонифатий (Винфрид) счел такую практику неканоничной, что привело к конфликту между ним и Виргилием.

Во-первых, второстепенный пункт, раннее озвученный как допущение, автор цитаты возводит в первопричину конфликта между Виргилием и Бонифацием. Однако,

Каноническое положение этого отдаленного диоцеза [им. ввиду Зальц] оставалось не вполне ясным. Далеко не все преемники Руперта имели епископский сан: в древнейших перечнях зальцбургских епископов VIII в. перечислены шесть прелатов, из которых трое названы «епископами и аббатами», а еще трое – только «аббатами» [56].

[56]: MGH. Necrologia Germaniae. T. 2. P. 18. – В .Обращении баварцев и карантан. Приведен следующий перечень зальцбургских прелатов: Руперт; епископ Виталий; аббат Анзогол; аббат Савол; аббат Эцци (Ezius, в поминальной книге – Izzio); епископ Флобаргиз (Флобригиз); Иоанн (MGH. SS. T. 11. P. 6).

Во-вторых,

Виргилий, прибывший в Зальцбург около 745 г., столкнулся с новыми препятствиями. Он не смог получить епископский сан и некоторое время управлял диоцезом, именуясь просто аббатом [59]. Вероятно, главной причиной неудачи Виргилия стал конфликт с могущественным в то время Бонифацием. Уже в 746 г. папа Захария II извещал Бонифация о том, что в Рим поступил донос от прелатов, управлявших диоцезами Зальцбург и Пассау: благочестивые мужи Виргилий и Сидоний, проживающие в Баварской области., жаловались папе на отказ Бонифация признать действительность обряда крещения, при совершении которого неграмотный пресвитер допустил ошибки.

Как отмечается,

Виргилий прибыл в Зальцбург не в одиночестве. Среди его спутников был епископ Дуб Да Крих [68], присутствие которого принесло немалую пользу в годы конфликта с Бонифацием: «Для исполнения епископского служения у него был с собою собственный епископ, сопровождавший его с родины, по имени Добдагрек» [69]. Впоследствии Дуб Да Крих получил во владение баварский монастырь Кимзее и скончался до 788 г.

"[69]: < ... > – Распространенное в литературе суждение о том, что епископ Дуб Да Крих подчинялся аббату Виргилию в соответствии с экзотическим ирландским обычаем, вряд ли обоснованно. Оно зиждется на традиционном понимании монастырской церкви. в Ирландии как совокупности монастырей, наиболее значительные из которых содержали собственных епископов. Современные исследования не подтверждают эту гипотезу (напр.: Etchingham. Church Organisation in Ireland. P. 26–28, 91–93). Следует отметить, что в вопросе о Виргилии и Дуб Да Крихе имеются две неясности. Мало известны обстоятельства жизни Виргилия до прибытия в Зальцбург (из .Обращения. следует, что Пипин Короткий особо выделил Виргилия за его образованность, но не за высокий церковный сан). Кроме того, устройство Зальцбургской кафедры до прибытия Виргилия также остается неясным. По мнению новейших исследователей, монашеская община при церкви св. Петра возникла только при Виргилии, до того существовала лишь общежитийная организация белого духовенства. (см.: Усков. Христианство и монашество. С. 149-155), глава которой также мог именоваться аббатом. За недостатком источников (фактически подробные сведения об этом содержатся только в Обращении) вопрос о действительной роли Дуб Да Криха следует оставить открытым.

Источник: Королев А. А. "Словно лучистое сияющее видение": Ещё раз к вопросу об ирландской миссии в Великой Моравии // Именослов. История языка. История культуры / Отв. ред. Ф. Б. Успенский. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012, С. 305-307: http://www.academia.edu/9013695/

> 18 июня 1233 года папа Григорий IX причислил его к лику святых.

[В качестве дополнения ]:

В указ. выше работе Королев пишет: "Несмотря на то, что Виргилий был известной личностью и сыграл ключевую роль в возвышении зальцбургской кафедры, сведения о нем немногочисленны и происходят из разрозненных источников [54] ".

[54] Сохранилось житие Виргилия (BHL 8680), однако оно было создано лишь после открытия его мощей в 1181 г. (текст жития см.: MGH. SS. T. 11. P. 86–95). К той же эпохе относятся сказания о чудесах Виргилия (BHL 8682 и след.). Более достоверные сведения о Виргилии содержатся в источниках, не имеющих агиографического характера и созданных по указанию Зальцбургского архиепископа Арнона (785–821) (т. н. Breves Notitiae и Notitia Arnonis), а также в известном сочинении Обращение баварцев и карантан (De conversione Bagoariorum et Carantanorum, 70-е гг. IX в.). Вероятно, при жизни Виргилия в Зальцбурге были составлены первоначальная редакция жития св. Руперта (легла в основу жития конца VIII в.: < .. > ) и .Книжица Вергилия. (сохранилась в составе Breves Notitiae), а также началось составление поминальной книги монастыря св. Петра ...

> Для успешного распространения христианства в Баварии им были основаны новые монастыри в Зальцбурге (жен. мон-рь Ноннберг):

Откровенная глупость. На Древе, читаем:

"Один из старейших в Европе, монастырь Ноннберг основан < .. > св. Рупертом < .. > Первой игуменией стала св. Эрентруда, по преданию - племянница св. Руперта";

"Для утверждения своих начинаний, Руперт отправился на родину, откуда вернулся в сопровождении двенадцати спутников и своей племянницы Эрентруды. Последнюю он поставил во главе созданной им женской обители".

[Примечание]: Женский монастырь "Гора монахинь" (нем.) был основан приблиз. в 712-715 годах [к юго-востоку от города, на возвышенности на месте старой римской крепости]. Cм., например, на сайте аббатства - "Stift Nonnberg – reich an Geschichte": http://www.nonnberg.at/geschichte-unserer-abtei/

Ответить