> "Тропарь пророка Елисея, глас 4: ... вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва, Илия́ сла́вный..."
> Упрямый факт, однако.
Да, но для восприятия людьми прошлого - нормальный. Приведу один интересный пример, казалось бы. напрямую с темой не связанный. Возможно, Вы знаете, что когда за богослужением поётся ряд стихир или тропарей, в конце после припева "Слава, и ныне" (иногда, когда на "Слава" есть отдельная стихира, то после "И ныне") исполняется Богородичен. Есть исключение. 25 июля, на Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы, тропарь, глас 4 (http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul390.html):
- Жи́знь ро́ждшую во чре́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́терь,/ Богому́драя А́нно./ Те́мже к прия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве ра́дующися, ны́не преста́вилася еси́,/ чту́щим тя́ любо́вию/ прегреше́ний прося́щи очище́ние,/ присноблаже́нная.
Как видим, тропарь обращён конкретно к праведной Анне, но в нём упоминается Богородица. И поэтому в конце вечерни он исполняется ОДИН раз без Богородична. В начале утрени на "Бог Господь" - трижды, причём имеется специальное указание (как и в Типиконе): "тропарь Анны святыя, трижды. Богородична не глаголем" (http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul395.html).
Точно такой же случай - 9 декабря на "Зачатие праведныя Анны егда зачат Пресвятую Богородицу" (http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1321.html): "Сей тропарь глаголется без Богородична".
"Косвенная" молитва - поминовение (=упоминание!) кого-либо - нормальная вещь в богослужении. Можно молиться прямо: "Святителю отче Николае, моли Бога о нас!" Можно: "Молитвами святителя Николая, Милостиве, очисти множество согрешений наших!" А можно как священник на отпу́сте: "Христос, истинный Бог наш, молитвами ... святителя и чудотворца Николая ... помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". Упоминание имени святого на отпусте есть минимальная форма литургического поминовения "подвизания святаго на молитву за ны".
|