Обсуждение статьи "ЕЛИСЕЙ, ПРОРОК"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2752
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ильин тропарь и снова односложные слова
19.06.2018 21:15:07 в ответ на "Re: Ильин тропарь и снова односложные слова" (Харин, Илья Николаевич)

> Правильно ли сформулировать так: односложные предлоги, союзы, частицы - без ударения, а остальные части речи - с ударением. Или всё тоньше?

В целом Вы сформулировали верно. Однако навскидку перечислю то не вписывающееся в эту схему, что вспомнилось (и проверил по книгам). 1) Частица "бо" (="так как, потому что": "вем бо" - "потому что знаю") мне никогда с ударением не встречалась. А вот близкая по смыслу, хотя и не буквально, "убо" (по-слав. пишется "оубо" в текстах - как правило, с ударением, хотя словарь Дяченко ударения в этом слове не ставит. // Практически синонимические частицы "бы" и "бых": первая с ударением не встречается, вторая - с ударением, вероятно, потому что есть варианты "быхом", "бысте" - т. е. этот второй, более архаичный вариант рассматривается как рудимент превратившегося в частицу глагола "быти" ("быть"). // Восклицание "Уа" ("Уа, треми денми разоряяй церковь...") - всегда с ударением на втором слоге. // Восклицание "Оле" (по-русски равнозначно "о!") - в третьем тропаре 8-й песни канона ко причащению - без ударения, а в словаре Дяченко - с ударением на первом слоге... То есть односложные предлоги, частицы и междометия - вроде бы всегда без ударения, двусложные - по-разному.

> > я бы просил Вас восстановить этот тропарь в статье.
> А тут, простите, попрошу дальнейших разъяснений. Вы пишете что:
> > в службе прор. Елисея этот тропарь озаглавлен: "Тропарь пророка, глас 4". Не пророка Илии, а пророка - титульного.
> Но ведь, как не называй его, содержание тропаря - высоко персонализировано.

И тем не менее! В службе пророка Елисея этот тропарь не просто назван, но употребляется в качестве тропаря Елисею и поётся/читается в соответствующих местах службы! Посмотрите, пожалуйста, сюда:

И ещё в "Богослужебные указания" того же дня:

Потому что в дореволюционных Минеях никакого другого тропаря Елисея не было! А "ин" тропарь появился только в 1980-е годы в "зелёной" Минее - печатается по какой-нибудь редкой монастрыской рукописи, или был специально переведён с греческого.

> Но мы же не включаем тропарь Обрезанию в статью о свт. Василии. По-моему упоминание в тропаре, обращённом к другому лицу или событию, недостаточная причина для включения в персональную статью.

А вот я бы как раз включал! Потому что это и кондак Обрезанию, и одновременно ин кондак Василию.

> Мы ведь даже молитвы святым не включаем, из-за продолговатости, а ограничиваемся минимумом.

Молитвы святым - в половине случаев чьё-то самодеятельное творчество. В богослужебных книгах ДО "зелёных" Миней их раньше никогда не было! Потому что им нет места в обычном суточном богослужебном круге! Эти молитвы читаются на факультативных службах - молебнах.

А тропари и кондаки - это основные молитвословия, обращённые к святым. (Ну, ещё величания - когда они не общие, а индивидуальные, тем более если редкие тексты). И, повторяю, по мысли Церкви, тропарь Илии является с тем же правом и тропарём Елисею. // Что до экономии места... Мне казалось, что с переходом от модемов ко всяким 4G-интернетам это стало неактуальным. Однако тут я настаивать не стану.

> Поэтому тут Вы меня не убедили.

Других аргументов не имею. Если этих Вам недостаточно, поступайте как считаете нужным.

Ответить