> Насколько я понимаю, лекционарий - не книга, а вид богослужебной литературы. Мне не удалось найти сведений о греческом происхождении Парижского лекционария.
На Ваш вопрос [как бы] отвечает кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ (выдержки из работы):
"Евангелие-апракос, или лекционарий, - одна из важнейших богослужебных книг Византийской Церкви. Это сборник отрывков из всех четырех Евангелий, расположенных в том порядке, в котором они читаются на богослужениях в течение всего года."
"Выделяют два основных типа византийского лекционария: краткий (lesk) и полный (lе) [2] . В рукописях первого типа на большую часть года предусмотрены чтения только по выходным дням и праздникам. Полный апракос имеет расширенный состав и содержит евангельские чтения почти на каждый день года."
"Византийские лекционарии состоят из двух частей, называемых "синаксарий" и "менологий". Первая часть включает в себя чтения на праздники подвижного цикла, которые отсчитываются от Пасхи и каждый год приходятся на разное время. Вторая часть содержит чтения на праздники неподвижного цикла, т.е. имеющие определенную дату. Эти чтения расположены в календарном порядке, с начала сентября и до конца августа. Оба цикла охватывают весь год и как бы накладываются друг на друга."
"Самые ранние иллюстрированные византийские Евангелия-апракос были созданы в IX-Х вв., однако большинство из них относятся к ХІ-ХII вв. В наиболее роскошных рукописях некоторые чтения из обеих частей могли также украшаться изображениями соответствующих праздников, событий или святых, которые занимали целую страницу или помещались на полях, в заставках, в инициалах."
"Как следует из списка К. Аланда, всего сохранилось около 2400 византийских рукописных лекционариев; из них к типу праздничных принадлежит лишь около 50 (считая фрагменты) [10]."
"Большинство праздничных лекционариев (...) украшены только орнаментальными заставками и инициалами. Нам известно всего восемь рукописей такого типа, содержащих миниатюры: cod. gr. 278 из Национальной библиотеки в Париже (l 1), cod. Vat. gr. 1522 из Ватиканской библиотеки (l 123), cod. gr. 204 из библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае (/ 300), Син. гр. 511 из Государственного Исторического музея в Москве (l 1390), cod. Med. Palat. 244 из Библиотеки Лауренциана во Флоренции (l 117), cod. 4 из скевофилакиона монастыря Ватопед, cod. gr. 6 из Иверского монастыря (l 675), cod. 587 из монастыря Дионисиу на Афоне (/1692)."
"...Такое же размещение миниатюр, как в трех "золотых" лекционариях из маcтерской Переписчика Метафраста, встречается в некоторых других рукописях. Аналогичным образом оформлены два великолепных праздничных апракоса первой половины X в.: cod. gr. 278 из Национальной библиотеки в Париже и cod. Vat. gr. 1522 из Ватиканской библиотеки. Эти две рукописи очень близки друг другу по кодикологическому и декоративному оформлению; обе написаны унциалом, возможно, одним писцом [31]. Они относятся к типу праздничных лекционариев, но содержат намного больше чтений, чем Син. гр. 511 и Med. Palat. 244. "
"Парижское Евангелие [32] имеет структуру, более близкую к нормальной. В части синаксария оно имеет чтения на Пасху, все дни Светлой седмицы, Воскресенье о Фоме и все воскресенья до Пятидесятницы включительно, Преполовение, Вознесение, понедельник и воскресенье после Пятидесятницы, два воскресенья перед Великим Постом, Лазареву субботу, Вербное Воскресенье и Страстную субботу. После этого начинается менологий, содержащий несколько десятков чтений на наиболее важные праздники, а затем следуют 11 утренних воскресных Евангелий и чтения на разные случаи. Декоративное оформление рукописи ограничивается орнаментальными инициалами и большими заставками в форме буквы П. Первая из них, почти целиком вырезанная, располагалась перед чтением на Пасху (л. 5). Вторая орнаментальная заставка находится перед началом менология (л. 136), третья украшает чтение на воскресенье перед Крещением (л. 180), четвертая - чтение на Рождество Иоанна Предтечи (л. 220). В верхней части последней заставки помещается медальон с изображением ангела; такой же медальон был вырезан из заставки на л. 180. Начало чтения на воскресенье перед Рождеством, очевидно, тоже было украшено такой же заставкой с медальоном, однако любители древностей вырезали этот лист целиком (между л. 157 и 158). Вероятно, в четырех заставках перед начальными строками четырех Евангелий располагались символы евангелистов [33]."
Подробнее, см. Захарова А.В., Византийские иллюстрированные праздничные лекционарии (тип lsel) // Византийский Временник. 2004. Т.63 (88). С.242-250, http://www.vremennik.biz/opus/BB/63/53285 (http://www.vremennik.biz/sites/all/files/010_Walter Ch. Art ...pdf)
|