> Речь идёт о многократном покаянии Даниила в грехе убийства разбойника. (..) У Макария Симонопетрского эта история также соотнесена с Даниилом Младшим! Как и связи с Анастасией Патрикией, Евлогием Странноприимцем, свв. Андроником и Афанасией, Марком Александрийским, св. Фомаидой, монахиней, притворявшейся пьяницей. Всё это - о младшем.
Собственно, да. См. http://drevo-info.ru/forum/11669.html В статье о Данииле (младшем) эта информация отражена.
> О старшем у Макария буквально следующее (цитирую):
> "Был учеником св. Арсения Великого и сам стал наставником многих монахов. Когда в 407 г. варварское племя мазиков напало на Скит, братия предложили ему бежать вместе с ними. Авва Даниил ответил: "Если Бог не позаботится обо мне, зачем мне жить?" Оставшись незамеченным войсками варваров, он подумал: "Вот Бог и позаботился о тебе. Теперь и ты поступи так, как свойственно человеку, и беги с [думаю, правильнее было бы перевести не "с", а "следом за". - А. В.] отцами". И ещё он говорил: "Тело процветает в той мере, в которой ослабевает душа, а душа процветает тогда, когда ослабевает тело". Прожив 40 лет в пустыне, он мирно преставился ок. 420 г." (Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 501-502).
Еще раз повторюсь (см.http://drevo-info.ru/forum/11672.html). Об ученике св. Арсения почти ничего неизвестно. Если это Даниил Фаранский, автор ряда изречений (апофтегм [1]) о св. Арсение Великом [2], то тогда он пережил своего учителя:
"Авва Даниил сказывал: «Авва Арсений, приближаясь к смерти, завещал нам: “Не заботьтесь делать по мне вечери любви. Ибо если я приготовил для себя сию вечерю, то найду ее”. Когда приблизилась кончина его, ученики его пришли в смятение. А он говорит им: “Еще не настал час; когда же настанет, скажу вам; но я буду судиться с вами на Страшном Суде, если вы отдадите кому-либо останки мои”. Они сказали: “Что же нам делать? Мы не знаем, как похоронить тебя”. Старец отвечал им: “Ужели не знаете, как привязать к ноге моей веревку и тащить меня на гору”. Он оставил мне кожаный хитон свой, белую жесткую власяницу и пальмовые сандалии»."
Что касается фразы
> И ещё он говорил: "Тело процветает в той мере, в которой ослабевает душа, а душа процветает тогда, когда ослабевает тело"
, то это действительно из изречений Даниила Фаранского, в др. переводе: "Авва Даниил говаривал, что по той мере, как тучнеет тело, истощается душа, и, напротив, по мере истощения тела, укрепляется душа."
Возможно, отец Макарий из Симонопетра не критически отнесся к житию, составленном не знаю, допустим между 16 и 19 вв., в котором привязали часть рассказов из сборника об авве Данииле к ученику Арсения Великого, и как "старательный библиотекарь", просто попытался не исключать из памяти за 7 июня те потуги, на которые опирался архиеп. Филарет Гумилевский.
Скорее всего, после берберского погрома 407 года Скит оставил не ученик Арсения Великого, а др. Даниил - брат и наставник Иоанна Колова. Этот Даниил не вернулся в Скит и умер на берегу Красного Моря. Для справки: Преп. Иоанн Колов (ок. 339-409) оставался игуменом до первого разорения Скита кочевниками в 407 году [3]. Заметим, что св. Арсений, по данным Феодора Студита, был младшим учеником Иоанна Колова. Ученик св. Арсения Даниил скорее всего не застал Иоанна Колова в живых. Разорения Скита кочевниками были в 407, 434 и 444 годах, и позже, в том числе в начале 570-х гг.
Т.е., если, история о разорении Скита относится к ученику св. Арсения Великого, то это событие могло иметь место не в 407, а в 434 или 444 году.
Модераторам: Еще раз возвращаясь к вопросу о 7 июне, см. http://drevo-info.ru/forum/5371.html и теперь к вопросу о статьях, где есть ссылка на Даниила (старшего) и дату (+ после 420) - может не стоит указывать эту дату? Она ведет к др. Даниилу. Это с учетом того, что скорее всего ученик пережил своего учителя.
[1] Apophthegmata Patrum // ПЭ, т. 3, с. 140-142, http://www.pravenc.ru/text/75770.html [2] Арсений Великий // ПЭ, т. 3, с. 426-427,http://www.pravenc.ru/text/76280.html [3] Иоанн Колов // ПЭ, т. 24, с. 351-352, http://www.pravenc.ru/text/471308.html |