![]() |
Студийский монастырь. Константинополь (Византийская миниатюра). |
![]() |
Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.). |
![]() |
Студийский монастырь. Константинополь (ХХ в.). |
- Н карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь основан византийским патрикием и сенатором Студием, впоследствие ставшего консулом Константинополя, в 454 г. [2] на седьмом константинопольском – Сухом холме (Ξηρόλοφος), на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) справа от Зототых ворот стены Феодосия в районе Псамафья (Ψαμαθιά, ныне Саматья в Стамбуле, Турция).
Первоначально соборный храм был выстроен для размещения главы Иоанна Крестителя, обретенной в 453 г. в Эмесе. Однако, священная реликвия не была передана храм, а монастырь поступил общине монахов-акимитов (служба которых проводится без перерыва – и днем, и ночью), которые служили в монастыре вплоть до VIII в.
Владенья монастыря простирались на несколько гектаров, включая виноградник и сады, располагавшиеся между главной улицей Месой, шедшей от Золотых Ворот в центр города, и морскими стенами.
В период иконоборчества, особенно после 765 г., монастырь сильно пострадал, так как его братия являлась защитниками иконопочитания. Обитель пришла в совершенное запустение.
После восстановления иконопочитания императрица Ирина пригласила в столицу Феодора Студита, ставшего главой монашеской общины монастыря и вместе с которым в 798 г. туда переселилась братия монастыря Саккудион (αδελφότητα των Σακκουδιτών), располагавшегося на Олимпе в Вифинии. Тогда число насельников монастыря составило около семисот монахов, а монастырь достиг наибольшего своего расцвета.
После того, как в 826 г. Феодор Студит умер в изгнании, его мощи были перенесены в 844 в Студийский монастырь.
В последующее время обитель стала крупнейшим монастырем в Константинополе и духовным центром всей Византийской империи. Монахами монастыря стали три Византийских императора (Михаил V Калафат (1015-1042) [3], Михаил VII Дука (1050-1090), Исаак I Комнин (1155-1196)) и трое студитов стали Константинопольскими патриархами (Антоний III Студит (974-979), Алексий I Студит (1025-1043), Досифей Иерусалимский (1189, 9 дней)).
В монастыре существовал богатейшая библиотека религиозных и юридических документов, действовали школы церковного пения, гимнографии, миниатюры и каллиграфии, рукописи монастыря пользовались большим спросом во всем христианском мире и в настоящее время хранятся в различных библиотеках мира, В Студийской мастерской был выработан новый почерк – минускул, когда буквы связаны между собой, а не стоят раздельно, как имело место до сих пор при унциальном письме. Такой почерк позволял писцу быстрее чертить литеры. Кроме того, текст, написанный связным письмом, занимал гораздо меньше места, чем написанный раздельным. Это было крайне важно при той дороговизне пергамена, которая существовала в средневековье.
Устав (типикон) монастыря стал основной для уставов большинства монастырей в Западоной Европе, Византии и даже на Руси. Так, Евфимий Студит составил первый типикон для Афонской горы при Иоанне Цимисхие (969–976).
Сам монастырь обустраивался с использованием передовых инженерных технологий – достаточно сказать, что в монастыре имелся водопровод.
В греческой православной церкви до настоящего времени отмечается праздник Освещения храма Иоанна Предтечи Студийского монастыря (20 июля).
После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. монастырь был закрыт, поскольку братия отказалась принимать выставленные латинянами условия служения. Большинство хранившихся в монастыре драгоценных святынь, включая главу Иоанна Крестителя [4], было или похищено франками и увезено в Западную Европу, или утрачено в период их господства в Константинополе. Монастырские владения в этот период стали местом выпаса скота.
После изгнания латинян благодаря помощи Константина Палеолога, брата императора Андроника II, в 1294 г. монастырь был восстановлен и действовал вплоть до падения Константинополя в 1453 г.
С приходом турок соборный храм Иоанна Предтечи, возведенный IV в. еще императором Константином Великим, был превращен в место мусульманского культа – мечеть Имрахор Джами, которая в 1782 г. сгорела, в 1894 была разрушена землетрясением, в 1920 г. сгорела еще раз, а сохранившиеся постройки монастыря окрестные турки растащили для строительства и ремонта уже своих сгоревших домов.
Использованные материалы
- Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού (Энциклопедия эллинского мира. Василиос Маринис. Студийский монастырь)
[1] искаж. Имврохорион (Ἰμβροχωρίον)
[2] Феофан Исповедник относит основание монастыря к 463 г.
[3] постриженный в монастыре и ослеплённый был сослан в олимпийский монастырь Илиу Вомон, где и умер.
[4] По некоторым данным, глава Иоанна Крестителя была увезена латинянами в Францию и хранилась в Амьенском соборе.