Феофил (II в.), епископ Антиохийский, писатель-апологет, святитель.
Память 6 декабря.
О жизни этого отца Церкви мы имеем самые скудные и отрывочные сведения. Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила, — единственном его сочинении, уцелевшем до настоящего времени.
Судя по всему, он был уроженцем Сирии, так как, говоря о реках Тигре и Евфрате, замечает, что они знакомы ему, ибо «находятся в непосредственной близи к нашим странам». Он был язычником по происхождению, человек образованный, хорошо знакомый с греческой литературой и наукой. В "Послании к Автолику" он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков. Подобно многим своим современникам, он дошел до Христианства путем самостоятельного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих.
Обратившись в Христианство, Феофил сделался его ревностным исповедником и защитником, настолько же, насколько прежде, в язычестве, был его противником.
В 168 г. он занял Антиохийскую кафедру.
Как долго св. Феофил был епископом - с точностью неизвестно; разные источники расходятся в показании времени; в одном только они согласны, что святитель умер в 180-х годах, в царствование Коммода.
Церковь причислила его к лику святых.
Cв. Феофил был первым христианским писателем, употребившим понятие «Троица»: «Три дня [творения],- говорит апологет, - которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости» [1].
Труды
Епископ Феофил написал немало сочинений, частью полемических, написанных против еретиков его времени, частью апологетических, направленных против язычников. По свидетельству Евсевия и Иеронима [2], Феофил написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на Притчи Соломона, много "огласительных сочинений", много, по выражению Иеронима, "кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию церкви". По словам самого Феофила [3], он написал кроме того книгу о демоне и о ничтожестве языческих идолов, и сочинение о родословии патриархов.
Все эти произведения не сохранились; до нас дошло только одно его сочинение - «К Автолику», содержащее три книги. Оно дошло до нас в одной рукописи XI в. и написано, скорее всего, несколько лет спустя после 180 г., ибо в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия. В рукописи изначальное название произведения значится как «Феофила к Автолику», но позднее, уже другой рукой, добавлено новое название: «Три Слова к эллину Автолику о вере христиан». Первая книга (14 глав) представляет собой запись беседы автора с его другом - язычником Автоликом и посвящена преимущественно изобличению нелепостей языческих культов. Примечательна в ней одна тонкость: наименование χριστιανός здесь производится от глагола χριειν («умащивать, натирать»), а поэтому слово «христиане» св. Феофил толкует как «помазанные елеем Божиим». Вторая книга (38 глав) первоначально продолжает тему критики язычества, но затем автор переходит уже к положительному раскрытию основ христианского вероучения, излагая учение о Боге, творении мира и человека, грехопадении и следствиях этого грехопадения. Третья книга (30 глав) в основном доказывает превосходство христианства над прочими религиями с этической точки зрения. Каждая из книг св. Феофила является достаточно законченным целым (некоторые исследователи считают эти книги самостоятельными произведениями, позднее сведенными в единое творение), хотя внутренняя связь трех частей, безусловно, существует.
Оценки
Использованные материалы
- Феофил, епископ антиохийский. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
- Сидоров А.И. Курс Патрологии. Глава VI. св. Феофил Антиохийский
[1] К Автолику, II, 15
[2] "Церк. Истор.", кн. IV, гл. 24; "Catal.", 48
[3] "Ad. Aut", гл. 28, 30