Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ
Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ
Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик

Празднование 16 августа

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа".

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи".

Евагрий Схоластик упоминает его в "Церковной истории" и называет образ "богозданной иконой".

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же [1]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [2] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [3].

Ино величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

См. также

Использованные материалы



[1]  Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., https://ulita-n.livejournal.com/10680.html.

[2]  Вариант: "ли́ка"

[3]  вариант: "изображе́ние".

Редакция текста от: 17.10.2020 20:33:03
Последняя подтвержденная редакция: 23.07.2022 20:18:43

"СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google