Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЧРЕПИЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Св.Чрепие, фреска в храме монастыря Высокие Дечаны, Сербия
Св.Чрепие, фреска в храме монастыря Высокие Дечаны, Сербия
Чрепие (Святая Керамида, Керамидион, греч. Άγιον Κεράμιον) - отпечаток нерукотворного образа на большой черепице или кирпичине.

Тип изображения полностью повторяет Нерукотворный Образ, но вместо ткани (убруса, полотенца) изображается керамика, а изображению придан коричневатый, кирпичный оттенок.

По одному преданию, изображение Спасителя было обнаружено на черепице, или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Образа в Эдессе, который чудесно проступил на них [1].

По другому сказанию, живописец и скороход, несшие Нерукотворный Образ к Авгарю, остановились на ночлег близ города Иераполиса, в доме гончара. Для безопасности икона была спрятана между двумя кирпичами. Ночью над этим местом в небе возник огненный столб, сияние которого напугало и привлекло жителей города. Когда открылась причина и чудесный образ достали из тайника, то на одном из кирпичей увидели его отпечаток. Он был оставлен в Иераполисе [2].

Согласно Льву Диакону, апостол Фаддей, несший плат с ликом Христа к Авгарю, остановившись на ночлегу стен Эдессы, спрятал святыню среди черепицы. «На протяжении всей ночи черепицы сияли чудесным светом, -повествует далее историк. - Утром Фаддей взял полотно и пошел своей дорогой, а на черепице, к которой полотно прикасалось, отпечатался совершенно точно Богочеловеческий образ Спасителя. Варвары подобрали черепицу и с восторженным почитанием хранили ее в крепости» [3].

На основании свидетельства Яхье Антиохийского (X в.) Спас «Святое Чрепие» хранился в городе Мемпетце (современный Мембридж), с VIII века принадлежавшем арабам. В 966 году (по другим данным - в 965 или 968) Никифор Фока, осадив город, потребовал святыню и торжественно перенес ее в Константинополь [4]. Там икона находилась до своего исчезновения в 1204 году.

В четвертой части Ерминии - указания как расписывать храм, Дионисий из Фурны, на ряду с многими композициями и иконографическими сюжетами упоминает и о св. Чрепии. Изображение св. Чрепия в традиции храмовой росписи XIV-XVI вв. становится частью канона подкупольного пространства, и изображается всегда напротив Убруса, т.е. на западной стене.

Фреска Спаса «Чрепие» есть в церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 года, - лик Христа на темном плате с надписью ΝΙΚΑ.

Литература

  • Дионисий Фурноаграфиот. Ирминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701 -1755 год. М.,1993.(Первое изд.- Труды Киевской Духовной Академии.1868. №№ 2, 3, 6, 12.)
  • Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, СПб.,1905.
  • Покровский Н. В. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря ХII в.,СПб., 1887.
  • Лев Диакон. История, М. 1988.
  • Успенский Л.А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западноевропейского экзархата. Московский Патриархат, 1989

Использованные материалы

  • Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа, М., Паломник, 2001, с. 35-37



[1]  Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западноевропейского экзархата. Московский Патриархат, 1989., с. 31, прим. 2

[2]  Покровский Н. В. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря ХII в., СПб., 1887, с. 54-55

[3]  Лев Диакон. История, М. 1988, с.40

[4]  Лев Диакон. История, М. 1988, с. 187

Редакция текста от: 10.12.2016 15:15:26

"ЧРЕПИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google