Св.Чрепие, фреска в храме монастыря Высокие Дечаны, Сербия |
Тип изображения полностью повторяет Нерукотворный Образ, но вместо ткани (убруса, полотенца) изображается керамика, а изображению придан коричневатый, кирпичный оттенок.
По одному преданию, изображение Спасителя было обнаружено на черепице, или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Образа в Эдессе, который чудесно проступил на них [1].
По другому сказанию, живописец и скороход, несшие Нерукотворный Образ к Авгарю, остановились на ночлег близ города Иераполиса, в доме гончара. Для безопасности икона была спрятана между двумя кирпичами. Ночью над этим местом в небе возник огненный столб, сияние которого напугало и привлекло жителей города. Когда открылась причина и чудесный образ достали из тайника, то на одном из кирпичей увидели его отпечаток. Он был оставлен в Иераполисе [2].
Согласно Льву Диакону, апостол Фаддей, несший плат с ликом Христа к Авгарю, остановившись на ночлегу стен Эдессы, спрятал святыню среди черепицы. «На протяжении всей ночи черепицы сияли чудесным светом, -повествует далее историк. - Утром Фаддей взял полотно и пошел своей дорогой, а на черепице, к которой полотно прикасалось, отпечатался совершенно точно Богочеловеческий образ Спасителя. Варвары подобрали черепицу и с восторженным почитанием хранили ее в крепости» [3].
На основании свидетельства Яхье Антиохийского (X в.) Спас «Святое Чрепие» хранился в городе Мемпетце (современный Мембридж), с VIII века принадлежавшем арабам. В 966 году (по другим данным - в 965 или 968) Никифор Фока, осадив город, потребовал святыню и торжественно перенес ее в Константинополь [4]. Там икона находилась до своего исчезновения в 1204 году.
В четвертой части Ерминии - указания как расписывать храм, Дионисий из Фурны, на ряду с многими композициями и иконографическими сюжетами упоминает и о св. Чрепии. Изображение св. Чрепия в традиции храмовой росписи XIV-XVI вв. становится частью канона подкупольного пространства, и изображается всегда напротив Убруса, т.е. на западной стене.
Фреска Спаса «Чрепие» есть в церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 года, - лик Христа на темном плате с надписью ΝΙΚΑ.
Литература
- Дионисий Фурноаграфиот. Ирминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701 -1755 год. М.,1993.(Первое изд.- Труды Киевской Духовной Академии.1868. №№ 2, 3, 6, 12.)
- Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, СПб.,1905.
- Покровский Н. В. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря ХII в.,СПб., 1887.
- Лев Диакон. История, М. 1988.
- Успенский Л.А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западноевропейского экзархата. Московский Патриархат, 1989
Использованные материалы
- Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве.
- Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа, М., Паломник, 2001, с. 35-37
- http://books.google.com/books?id=dB2KAAAAMAAJ (Google - Книга)
- http://yadi.sk/i/XKIxT1aDhN8qF (Яндекс - Диск)
[1] Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западноевропейского экзархата. Московский Патриархат, 1989., с. 31, прим. 2
[2] Покровский Н. В. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря ХII в., СПб., 1887, с. 54-55
[3] Лев Диакон. История, М. 1988, с.40
[4] Лев Диакон. История, М. 1988, с. 187