Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САВВА ВАТОПЕДСКИЙ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобный Савва Ватопедский
Преподобный Савва Ватопедский
Савва Ватопедский (ок. 1283 - 1348/1349), преподобный

Память 5 октября (Греч.) [1] и 15 июня (Греч.), а так же в среду Светлой Седмицы вместе с Собором всех преподобных на Горе Синай подвизавшихся [2] и 10 июля вместе с Собором всех Ватопедских святых [2].

В мире Стефан. Родился в Фессалонике около 1280/1283 года в царствование Андроника Старшего в знатной православной семье.

Там же изучил Св. Писание и философию. Родители прочили ему военную карьеру. Когда юноша достиг семнадцати летнего возраста, он тайно бежал из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг.

Неподалеку от Карей он отыскал наставника в исихазме. Со временем, его старец, восхищаясь послушанием и смирением ученика, предложил ему принять духовный сан. Но Савва тайно скрылся в тот же день и не возвращался, пока не уверился, что может жить в стороне от любых почестей.

В 1307 году, в правление императора Андроника Младшего Палеолога, грабежи, устроенные на Афоне каталонскими захватчиками, стали причиной бегства множества монахов. Старец Саввы решил укрыться в Фессалонике, но молодой монах отказался последовать за ним, страшась подвергнуться в городе искушениям. Вскоре турки осадили город, лишая надежды обрести там убежище.

Оказавшись, таким образом, в одиночестве, Савва принял решение совершить паломничество по святым местам. Он побывал на многих греческих островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре.

Прибыв на Кипр он вступил на тяжкий и опасный путь юродства Христа ради. Сбросив свои одежды и живя в полном безразличии к мирским вещам, без крова, незнакомец, презираемый людьми, прп. Савва приносил себя как невинную жертву издевательствам, насмешкам и оскорблениям, в подражание Страстям Христовым. Так он переходил из одного селения в другое, никогда не прося милостыни, питаясь лишь дикорастущими травами и время от времени уединяясь в пустынном месте или пещере, чтобы полностью погрузиться в созерцание. Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при всех своих эксцентричных поступках, строго и неусыпно следить за собой посредством молчания [3]. Именно поэтому на протяжении двадцати лет юродства св. Савва сугубо оберегал свое молчание, в любом случае сосредотачивая внимание на внутренней мысленной борьбе. Однако безмолвие не привело его к суровости или эгоистическому уходу в себя. Напротив, он всегда улыбался и был приветлив по отношению ко всем встречным, хорошим или плохим.

Однажды некая женщина восхитилась его представительной осанкой - и он до вечера просидел в навозной яме. Где бы преподобный ни находился, он повсюду стремился терпеть унижение и презрение, словно для того, чтобы принять на себя всю человеческую ненависть и очистить от нее мир, в подражание Христу и мученикам, которые молились за своих палачей.

В другой раз он оказался у ворот католического монастыря на Кипре. Богатые монахи, увидев бродячего подвижника, побили его и выставили на улицу. В то время как он избитый лежал на земле, божественный свет разлился по телу св. Саввы и чудесным образом исцелил его. Так Господь впервые явил Своему слуге знак нетленности, уготованной святым в Царстве Божием.

Подвижник без промедления продолжил путь странника. Однажды он согласился разомкнуть уста, чтобы назвать свое имя благодетелю и люди поняли, что он добровольно изображал сумасшествие. Они начали восхищаться им и уважать его, просить его молитв, даже писать его иконы и почитать как святого. Несмотря на все усилия преподобного избежать почитания от людей, слава о нем распространилась вплоть до Константинополя и Горы Афон. Тогда он решил скрыться и отправился в Святую Землю.

От Иерусалима он двадцать дней шел через пустыню в монастырь на горе Синай. Там он остался на два года простым послушником. Потом, по возвращении в Иерусалим, св. Савва устроил себе жилище в пещере в Иорданской пустыне, где посвятил себя непрестанной чистой молитве, которая соединяет душу с Богом. Однажды на него набросился бес в обличье ужасного змея, но Савва прогнал его, призвав имя Господа нашего Иисуса Христа и не позволив себе никоим образом отвлечься от молитвы. Эта победа над лукавым открыла ему путь к благодати обожения.

Однажды его пещеру внезапно озарил тот самый свет, которым некогда просияло тело Христа на вершине горы Фавор, позволив трем святым апостолам насладиться частью Славы Божией. Пав на землю, свободный от обычных действий сознания, преподобный мог созерцать духовными очами, измененными Святым Духом, Христа во Славе. Это были те Слава и Свет, которые происходят именно из Царства Небесного, частично доступного уже здесь. Став богом по благодати, Савва мог с тех пор видеть Бога в себе самом, словно в зеркале (ср.: 1 Кор 13.12).

Хотя подвижник стремился скрывать эту благодать, его слава привлекала отовсюду монахов, желавших услышать хотя бы одно слово духовного наставления, однако никому из них не удавалось заставить его нарушить святое молчание. Он вновь скрылся в пустыне, нагим и без пищи, ища более совершенного общения с Богом. Через пятьдесят дней путешествия он пал на землю, изнуренный и лишенный всякой надежды на человеческую помощь. Тогда Бог послал к нему Ангела, окруженного сиянием и Небесным благоуханием. Посланник Божий ободрил его и с этих пор взял под свое покровительство.

Четыре года он находился в пустыне, наслаждаясь божественным сиянием, словно Ангел в человеческом теле, хранимый своим Ангелом от всех бесовских козней.

Затем он направился в монастырь Святого Саввы, чтобы пребывать в затворе. Монахи могли слышать извне шум и крики, производимые бесами, но человек Божий оставался невозмутимым, постоянно погруженным в созерцание.

Однажды падшие духи схватили его и бросили вниз головой в глубокую пропасть. Поддерживаемый Ангелом, святой обнаружил, что стоит на ногах невредимым. И он пребывал там в восхищении, стоя неподвижно и воздев руки к небу, без еды, питья и сна в течение сорока дней. Каких только откровений не стал он свидетелем тогда, подобно Моисею на вершине Синая! Вознесшийся духом выше Небес и чинов ангельских, омываемый Светом и Божественной Славой, он достиг источника всякого света - Господа нашего Иисуса Христа.

Поскольку видение Бога стало для преподобного личным и близким союзом со Христом, он отныне общался с Богом как с другом, уверившись в том, что стал сыном Божиим по благодати, не будучи никоим образом стеснен смертным телом. Когда монахи прибыли вытащить его из пропасти, он вышел из восхищения и, по возвращении в келью, с удвоенным рвением продолжил аскетические подвиги. Питаясь малой порцией сухого хлеба и слегка утоляя жажду малым количеством воды, св. Савва целый год лежал, не переворачиваясь на бок, потом он провел целый год неподвижно сидя на скамье.

Чем более подобным Богу делала его благодать, тем более он погружался в великое смирение. Вот почему, после трех лет подобных подвигов, он покинул монастырь Святого Саввы и попросил принять его послушником в общежительный монастырь на берегах Иордана. Там он принял на себя послушание пономаря. И вновь его добродетели стали предметом восхищения других монахов, которые не знали о его прежнем опыте.

Так святой, сперва будучи вознесен до вершины созерцания, вновь снизошел к обычной жизни. Его смирение было таково, что однажды он отдал себя на съедение львам, которые напали на принадлежавших монастырю ослов. Хищники резко остановили свой бег и возвратились, опустив головы, в свое логово.

Тогда ему явился Ангел-Хранитель и велел покинуть Святую Землю и возвратиться в Византию, дабы многие души могли получить его наставления. Отправившись неспешно в Константинополь, он провел четыре года на о. Крит, где все это время стоял, никогда не разминая тело. Побывав на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии, он достиг Константинополя и затворился в келье монастыря Святого Диомида, не принимая посетителей и всегда прикрывая лицо куколем.

Император Андроник III и патриарх Исайя, уведомленные о присутствии богоносного человека, безуспешно пытались увидеться с ним. Поскольку некоторые стали выражать сомнения в его Православии, святой ограничился тем, что письменно изложил исповедание веры и выражение верности императору и патриарху. После этого Савва отправился на Афон, где попросил, чтобы его приняли в Ватопед как простого монаха.

Именно там он познакомился со св. Филофеем , который стал его учеником и биографом и ради него нарушил двадцатилетнее молчание. Трудясь одновременно в ризнице, больнице и трапезной, Савва пытался скрыть добродетели и благодать, полученные им от Бога. Он отрекался от всякого почитания и отказывался от всякой ответственной должности, которую хотели ему доверить, страшась лишиться благодати, которую приносит смиренная покорность.

В июне месяце 1341 года скончался византийский император Андроник Младший, а наперсник его Иоанн Кантакузен незаконно возложил на себя в городе Дидимотихе царскую одежду при жизни законного государя малолетнего Иоанна Палеолога; между ним и вдовствующей царицею Анной закипела тогда междоусобная война, а все попытки к примирению оказывались тщетными, ибо в столице империи послов его не принимали и обращались с ними жестоко, как с бунтовщиками.

Поэтому Кантакузен, осаждавший в феврале 1342 года не признававший его власти город Перифеорий, из военного своего стана отправил письмо к проту Святой Горы и к тамошним старцам, более других отличавшимся святостью жизни. Письмом этим Кантакузен упрашивал старцев отправиться в Константинополь и представить царице, насколько настоящие политически дела вредны, и предотвратить ежедневное пролитие христианской крови. Афонские отцы, прочитав это письмо, рассудили, что для общественной пользы им подобает исполнить просьбу Кантакузена, и поощряли к тому друг друга. Посему избранные им старцы, именно: прот Исаак, муж достопочтенный и святейший, игумен лавры Макарий и другие настоятели святогорских монастырей не в малом числе, а также иеромонах Каллист впоследствии патриарх Константинопольский , и уединявшийся близ Ватопеда и "показавший дивные и великие подвиги в добродетели" старец Савва Ватопедский - отправились в Византию.

Преподобный был вынужден согласиться принять участие в посольстве афонских старцев, отправленном в Константинополь с целью примирить Иоанна Кантакузина и регентов Иоанна V Палеолога и тем самым положить таким образом конец гражданской войне, безжалостно раздиравшей ослабевшую империю.

Святогорцы безрезультатно пытались уговорить царицу Анну прекратить междоусобную войну, помирившись с царем Кантакузеном. Царица, не послушалась, и монахов назначили на разные новые места служений: "игумена Афанасиевой лавры Макария назначили митрополитом в Солунь, а прота Исаака поместили в монастыре, называемом Петра, доступ же к нему всем воспретили, приказавши довольствовать его всем нужным. Прочих отцов отпустили на Афон". Преподобного Савву, "так как он превосходил других в добродетели и был весьма известен царским приближенным людям, за несогласие с ними заключили в монастыре, называемом Хора [4], для безысходного пребывания и, хотя при этом предлагали ему обильное довольствование, он, однако, ничего не принимал, говоря, что не подобает брать что-либо от людей, которые потешаются убийством и кровью" [5].

Раннее предсказав провал посольства, св. Савва удалился в затвор в монастыре Хора. Там он провел последние шесть лет жизни, слезно молясь о мире на земле и в Церкви, которую тогда сотрясали еретические учения Акиндина и патриарха Иоанна Калеки о природе Божественной благодати [6]. Несмотря на принуждение и визит императора Иоанна VI Кантакузина, желавшего возвести его в сан патриарха или, по крайней мере, сделать епископом, святой оставался непреклонным, желая сохранить до конца жизни святое безмолвие и сладость тайной беседы с Богом. Именно по его совету император Иоанн VI Кантакузина и его супруга, по прошествии некоторого времени, приняли монашество.

Преподобный Савва почил в мире, после 1347 года [7], после того как в январе этого года был низложен патриарх Иоанн Калека, а в мае возведен на патриарший трон Исидор митрополит Монемвасийский, также подвизавшийся вначале на святой Афонской Горе.

Литература

  • Τσάμης Δημήτριος Γ., "Ο Βίος του Αγίου Σάββα του Βατοπαιδινού του διά Χριστόν Σαλού (μέρος α´)" // Интернет- издание Общества друзей Ватопедского монастыря "Пемптусия":
  • Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Όσιος Σάββας ο Βατοπαιδινός, ο δια Χριστόν σαλός // Βατοπαιδινό Συναξάρι. Έκδοσις Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007 (Монах Моисей Святогорец. Ватопедский синаксарь. - Афон, изд. святого великого монастыря Ватопед, 2007):

Использованные материалы

  • "Ὁ Ὅσιος Σάββας ὁ διὰ Χριστὸν Σαλός ὁ Βατοπαιδινός" // Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
  • "Память преподобного Саввы Ватопедского, безмолвника " // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 520-527.
  • "Житие преподобного Саввы Ватопедского" // Портал "Русский Афон" (www.afonit.info)
  • "Савва Ватопедский: афонский святой, который отказался стать Патриархом" // Страница официального сайта Благотворительного фонда "Православное наследие Украины на Святой Горе Афон"



[1]  На начало XXI века имя этого замечательного представителя афонского исихазма отсутствовало в синаксарях; он не имел литургического поминовения, кроме как в рукописи № 4 (XIX в.) афонского скита Святой Анны, в которой его память указана под 4 октября. Св. Савва был известен лишь по "Житию", составленному его учеником, свт. Филофеем Коккином (память 11 октября), патриархом Константинопольским. Спустя некоторое время после обретения мощей неизвестного святого, названного Евдокимом, одному монаху из Ватопеда было видение, в котором святой поведал, что его истинное имя - Савва. Монастырская традиция продолжает отождествлять св. Евдокима с жившим в XIV в. св. Саввой. Однако по этому поводу были высказаны сомнения и Церковь не вынесла своего суждения по этому поводу.

[2]  См. Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Όσιος Σάββας ο Βατοπαιδινός, ο δια Χριστόν σαλός // Βατοπαιδινό Συναξάρι. Έκδοσις Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007 (Монах Моисей Святогорец. Ватопедский синаксарь. - Афон, изд. святого великого монастыря Ватопед, 2007)

[3]  Многие святые отцы считали этот путь нежелательным из соображений осторожности.

[4]  Тур. "Карийе", современный Кахрис-Джами.

[5]  См. Житие преподобного Саввы Ватопедского // Портал "Русский Афон" (www.afonit.info). Точка доступа 25 сентября 2018 года.

[6]  См. статью о свт. Григории Паламе.

[7]  Согласно мнению профессора Димитрия Цамиса, Житие преподобного было составлено Филофеем Коккином в Гераклее между второй половиной 1349-го и до Пасхи 1350 года. Подробнее, см. Τσάμης Δημήτριος Γ., "Ο Βίος του Αγίου Σάββα του Βατοπαιδινού του διά Χριστόν Σαλού (μέρος α´)" // Интернет- издание Общества друзей Ватопедского монастыря "Пемптусия": http://www.pemptousia.gr/?p=99265 .

Редакция текста от: 25.09.2018 14:57:38
Последняя подтвержденная редакция: 07.11.2024 03:02:12

"САВВА ВАТОПЕДСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google