Ассирийская церковь Востока (самоназвание "Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока", в литературе также Несторианская церковь, (Сиро-)Халдейская церковь, (Сиро-)Персидская церковь, Селевкийско-Ктесифонская церковь), сообщество несторианской традиции с центром в Мортон-Гров, штат Иллинойс, США, преимущественно объединяющее ассирийцев и небольшую группу малаялей
- Центр: США, штат Иллинойс, Мортон-Гров (административный центр и резиденция предстоятеля)
- Предстоятель: Мар Геваргис III Слыва, католикос-патриарх Селевкии-Ктесифона и всего Востока, предстоятель Ассирийской церкви Востока
- Состав: 14 архиереев (2015) [1], 400 тыс. членов (2015) [1]
Отпала от Вселенской Православной Церкви в V веке, объединив противников IV Вселенского Собора 431 года, на котором был осуждён Константинопольский патриарх Несторий и его учение. Поначалу большая часть несториан сосредоточилась в восточной части Антиохийского Патриархата, но поднятое здесь против них гонение заставило их переселиться в Персию, где они были благосклонно приняты, как потерпевшие от враждебной Византии. В 499 году, на Соборе в Селевкии, несторианское сообщество получило правильное устройство, и одному из епископов было присвоено верховное управление, с титулом "патриарха-католикоса всего Востока". Из-за угасания Православной Персидской Церкви, несторианский предстоятель оказался единственным носителем исторического титула католикоса Селевкии-Ктесифона.
В последующие века церковь развила широкую миссионерскую деятельность и распространилась в Средней Азии, Индии, Китае и Монголии (так, от несториан христианство приняли например кэрэиты и найманы). В период своего расцвета несторианская церковь насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. Однако, истребительное гонение Тамерлана в XIV-XV веке привело к угасанию бо́льшей части очагов несторианства.
Несторианская церковь Востока оказалась сосредоточена почти исключительно в среде ассирийского народа, в северных горных областях на территории Персидской и Османской империй. С 1350 года должность патриарха-католикоса была наследственной в семье Мар Шимун (племянник наследовал дяде). В 1552 году часть Ассирийской церкви пошла на унию с римо-католиками, составив униатскую (Сирийскую) Халдо-католическую церковь. Индийские "Христиане святого Фомы" из народа малаялей, которые прежде во множестве принадлежали к несторианской церкви Востока, по большей части отошли от неё в XV-XVII веках. К концу XIX века патриарх-католикос имел пребывание в селении Кудшаныс (Кудчанис, Кочанис, Оджалус) что в Джуламерге, Курдистан, Османская империя.
Благодаря сближению с Россией значительная доля ассирийцев в персидской Урмии воссоединились с Православной Церковью в конце XIX века и составила Урмийскую епархию Русской Православной Церкви. Пошла также миграция в Россию ассирийцев из Османских земель. Успешная деятельность Урмийской духовной миссии постепенно вела к возвращению всей Ассирийской церкви Востока в лоно Православия. Однако катаклизмы начала XX века привели к огромным разрушениям, рассеянию и расстройству религиозной жизни. Погромы и преследование со стороны турок в годы Первой мировой войны заставила ассирийцев бежать в другие страны - в частности в Россию, но также в США, в другие ближневосточные земли, и т. д. Жестокое гонение на Русскую Православную Церковь после 1917 года оборвало былое тесное общение с ней и вновь усилило обособленность Ассирийской церкви Востока.
В 1964 году часть духовенства Ассирийской церкви Востока высказалась против принятия григорианского календаря, против обычая наследования патриаршества, и против расположения патриаршей резиденции за границами Ирака - на тот момент, в Сан-Франциско, США. Главой оппозиции стал Индийский митрополит Мар Фома Дармо, который в 1968 году возглавил раскол - новую Древнюю церковь Востока с центром в Багдаде. В 1975 году на патриарший престол Ассирийской церкви Востока был избран Мар Дынха IV, чем впервые за семь веков был упразднён порядок наследования престола в семье Мар Шимун. В 1990-е годы предстоятель имел местопребывание в Тегеране, Иран; но в 2015 году снова проживал в США - теперь в Мортон-Гров, штат Иллинойс.
Статистика
- рубеж XIX-XX вв. - ок. 200 тыс. членов [2]
- ок. 1990-х - 200 тыс. членов: в Ираке (82 тыс.), Сирии (40 тыс.), Индии (15 тыс.), Иране (13 тыс.), США (10 тыс.), России (10 тыс.), Грузии (6 тыс.), Армении (6 тыс.) и прочих странах
Предстоятели
- Ап. от 72-х Ма́ри (I)
- ...
- Шимун XIII Дынха (1662 - 1700)
- ...
- Шимун XVIII Рувил (1860 - 1903)
- Шимун XIX Беньямин (1903 - 1918)
- Шимун XX Паулос (1918 - 1920)
- Шимун XXI Ишая (1920 - кон. 1960-х (1975))
- Дынха IV Хнанья ((1975) 17 октября 1976 - 26 марта 2015)
- Геваргис III Слыва (c (17 сентября) 27 сентября 2015)
Литература
- Болотов В. В., Из истории Церкви Сиро-Персидской, СПб: Тип. А. П. Лопухина, 1900:
- Пигулевская Н. В., Культура сирийцев в средние века, М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979:
- Робертсон Р., Восточные Христианские Церкви. Церковно-исторический справочник, СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999:
- Селезнев Н. Н., Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк, М.: АЦВ, 2001:
- Селезнев Н. Н., "Ассирийская Церковь Востока", Большая Российская Энциклопедия, т. 2. М.: БРЭ, 2005, с. 375-376:
- Иларион (Алфеев), иером., "Ассирийская Церковь Востока: взгляд на историю и современное положение", История Древней Церкви в научных традициях XX века. Материалы церковно-научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова, СПб., 2000, с. 72-75:
Использованные материалы
- Вл. С., "Несториане", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Народы и религии мира. Энциклопедия, М.: Научное изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1999, с. 779.
[1] "Мар Геваргис III избран новым главой Ассирийской Церкви Востока", портал Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 21 сентября 2015, http://www.sedmitza.ru/text/5881072.html
[2] Вл. С., "Несториане", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/big/071/71544_brockhaus-efron.htm