Богослужебные круги́ - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
Суточный круг богослужений
Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Богослужебные "сутки" по еще ветхозаветной традиции ("И был вечер, и было утро - день один" и т.д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):
- Девятый час (15 ч.)
- Вечерня (18 ч.)
- Повечерие (21 ч.)
- Полунощница (24 или 0 ч.)
- Утреня (3 ч.)
- Первый час (6 ч.)
- Третий час (9 ч.)
- Шестой час (12 ч.)
- Литургия [1]
Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.
Недельный (седмичный) круг богослужений
Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.
Каждый день недели особо посвящен определенной теме:
- Воскресенье - Воскресение Христово.
- Понедельник - прославление бесплотных сил Ангельских.
- Вторник - прославление св. Иоанна Предтечи и пророков.
- Среда - воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным).
- Четверг - прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца.
- Пятница - воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный).
- Суббота - прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.
Восьминедельный осмогласный круг богослужений
Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. См. также осмогласие.
Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)
Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.
Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.
Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.
Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени
Круг, который обычно "забывают", перечисляя богослужебные круги... Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов [2], повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая "евангельская стихира", котороя должна петься на "славу" после стихир на хвалитех.
[1] Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже - после Вечерни. Подробнее - в статье "Литургия"
[2] Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов - после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия