Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Римская икона Божией Матери (Россия, XVIII в. 31 x 28 см). Музей икон Пресвятой Богородицы, с. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.
Римская икона Божией Матери (Россия, XVIII в. 31 x 28 см). Музей икон Пресвятой Богородицы, с. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.
Лиддская (Римская) икона Божией Матери, чудотворная святыня древней Палестины, Константинополя и Рима; особо почиталась в Московском царстве со второй половины XVI века.

Празднование 26 июня

История образа восходит к апостольским временам и связана с нерукотворным образом на столпе в церкви Пресвятой Богородицы в Лидде (Диосполе), построенной апостолами Петром и Иоанном. В VIII веке патриарх Константинопольский Герман, заказал точный список с изображения на столпе, привёз его в Константинополь и хранил как драгоценную святыню, ежедневно молясь перед ним.

Когда вспыхнула иконоборческая ересь, святитель Герман был низложен со своей кафедры и изгнан. Написав письмо папе Римскому Григорию II и вложив его в доску иконы, патриарх пустил её в море. По его молитвам уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима. После прочтения вложенного письма, прояснившего обстоятельства прибытия образа, икону торжественно внесли в церковь Святого Петра и поместили внутри алтаря. Здесь Владычица Небесная подавала через Свой образ немало чудесных исцелений.

Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы (60-е гг. XVI в.; запись XIX в.). Фрагмент: свт. Герман пускает Лиддскую (Римскую) икону в море
Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы (60-е гг. XVI в.; запись XIX в.). Фрагмент: свт. Герман пускает Лиддскую (Римскую) икону в море
Через сто с лишним лет на Востоке было восстановлено иконопочитание. Лиддская икона таким же чудесным образом вернулась в Константинополь. Местные жители, думая, что это одна из тех икон, которые во множестве были брошены в море во время преследований и гонений, принесли её царице Феодоре. Через некоторое время икона была узнана римскими послами как тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима. Тогда патриарх во главе с духовенством и в сопровождении императора и его окружения торжественно перенесли образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы. С того времени этот чудотворный образ стал называться Римским (греч. ἡ Ρωμαία), празднование в его честь было установлено 26 июня.

После XI века следы Римской (Лиддской) иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно.

Самые ранние визант. свидетельства о Лиддской иконе датированы VIII веком [1]. Русская редакция "Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни" относится к 1395 году [2]. В середине XVI века история Лиддской иконы вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой русской иконы. С этого времени на Руси Лиддская икона отождествлялась с Тихвинской иконой [3].

Изображений Лиддской иконы византийского времени не известно; Н. П. Кондаков [4] не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресвятой Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу "Одигитрия Дексиократуса" (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Лиддская икона могла быть соотнесена с иконой Божией Матери "Спасительница Римского народа" (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из римской церкви Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Лиддскую икону с энкаустическим образом Богоматери конца VII - начала VIII века из церкви Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

На Руси изображения Лиддской иконы встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI веку: в росписях в двух ярусах на северной стене и северо-западном столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (1560-е годы, переписаны в XIX веке); на 22 дробницах (1560-е годы) на подвесной пелене (1780-90-е годы) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на северной и западной стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI века). К тому же периоду относятся: икона "Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах" из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); "Смоленская икона Божией Матери, с клеймами" из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Лиддской иконы (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты "Сказания...". Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой которой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Лиддская икона представлена: на четырехрядных створках "Чудеса Римской иконы Богоматери" работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе "Богоматерь Тихвинская, с чудесами" работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе "Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах" (история Лиддской иконы помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX века, ГТГ).

Другой иконографический извод Лиддской иконы - Богоматерь "Одигитрия", без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX веков: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца "Богоматерь с Младенцем на престоле" из ярославской церкви свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (1680-е годы, ЯХМ), где изображение Лиддской иконы помещено в двух клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Лиддской иконе [5]; на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина "Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери" (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе "Успение и свод чудотворных икон Богоматери" (XIX в., ГТГ). На трех последних изображение иконы сопровождается наименованием "Римская".

В сборнике "Солнце Пресветлое", принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (1710-20-е годы [6]), на л. 76 помещены изображение и краткая история Лиддской иконы (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу "Спасительница Римского народа" с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: "Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове". В сб. "Солнце Пресветлое", переписанном в 1730 году Федором Мурыгиным [7], история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением двух икон "Богоматери Римской" (празднование в феврале и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют).

Исключением в настоящее время представляется изображение Лиддской иконы в иконографическом варианте "Умиление" в семи клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (последняя четверть XVI века, ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Лиддской иконе.

Ростовский список иконы

Лиддская (Римская) икона Богоматери со сказанием (1588 г. 150,2×112 см) из Борисоглебсого монастыря. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Россия
Лиддская (Римская) икона Богоматери со сказанием (1588 г. 150,2×112 см) из Борисоглебсого монастыря. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Россия
Один из списков Лиддской иконы с клеймами, написанный в конце XVI века, пребывал в Ростовском Борисоглебском на Устье мужском монастыре. На обороте иконы имелась длинная надпись XIX века следующего содержания:

"Сия икона Божией Матери называется Лидскою потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лидскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном святыми апостолами в г. Лиде. Еще ее называют Римскою, потому что список с чудотворной иконы Божией Матери Лидской патриархом Германом, списанный в 715-м году, во время иконоборства 115 лет находился в Риме.

Празднование положено церковию 12-го марта и 26-го июня. В сем же Борисоглебском монастыре ей праздновали неизводно с 1588 году при строителе Варлааме, бывшем ключаре московского Архангельского собора, в мире называемом Владимире, современнике Иринарха затворника, 9-го февраля. Сведения о праздновании 9-го февраля заимствованы из кормовых книг на стр. 33-й на обороте и 116-й на обороте же".

В 1922 году с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году обитель закрыли, икону изъяли. В настоящее время она находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область) [8]. По другим сведениям, в 1937 году Лиддская икона Божией Матери с клеймами была передана Государственной Третьяковской галерее. По документам, список находится в собрании музея, но в действительности под именем Лиддской в инвентарной книге описана другая икона - Шуйская Смоленская икона Божией Матери [9].

В 2001 году в мастерской Иконописной школы Троице-Сергиевой лавры специально для Борисоглебского монастыря был сделан список с чтимой святыни в её меру и подобие. В обители существует и свой особый праздник Сретения Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда она была впервые принесена в обитель, - 9 февраля.

Литература

  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105;
  • Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389;
  • Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни // Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475;
  • Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954;
  • Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436;
  • Grabar A. Découverte à Rome d'une icône de la Vierge à l'encaustique // Idem. L'ârt de la fin de l'Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534;
  • Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979;
  • Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм) // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86;
  • Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435;
  • Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2;
  • Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея // ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180;
  • она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226;
  • София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. № 50;
  • Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля // Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175;
  • Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской // Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37;
  • Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71;
  • «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544;
  • Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря // ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226;
  • она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в. // Вестн. РГГУ. М., 2007. № 10. С. 230-237;
  • Самойлова Т. Е. Царская твердыня // Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. С. 11-30;
  • Рус. икона XV-XIX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009;
  • Чинякова Г. П. «Римская» икона Пресв. Богородицы из храма во имя св. Григория Неокессарийского, что на Б. Полянке: Собр. ГТГ. М., 2009;
  • Цицинова О. А. Иконогр. особенности живописной рамы иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» посл. четв. XVI в. // Годуновское искусство: Тез. науч. конф. ГММК. М., 2015 (в печати).

Использованные материалы

  • Заиграйкина Е. П., М. В. Вилкова. "Лиддская (Римская) икона Божией Матери" // Православная энциклопедия, т. 41, с. 46-49:
  • "Лиддская (Римская) икона Божией Матери" // страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
  • Васильева А. В. "Лиддская икона Божией Матери" // Страница образовательного портала "Слово":



[1]  Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276

[2]  Кулаковский. 1928. С. 470

[3]  Кулаковский. 1928. С. 474

[4]  Кондаков. Т. 2. С. 176-179

[5]  Чинякова. 2009. С. 22

[6]  МГУ НБ. № 293

[7]  ГИМ. Муз. 42

[8]  "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы" // Компакт-диск. Автор-составитель Валерий Мельников. Куратор протоиерей Димитрий Сальников. - Новосибирск, [после 2007 г.].

[9]  "Лиддская (Римская) икона Божией Матери" // страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии - http://calendar.rop.ru/?4ib=jun26-ikona-liddskaya-rimskaya

Редакция текста от: 31.12.2020 16:14:36

"РИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google