Беатифика́ция (лат. beatificatio) — в Римо-католической церкви процедура причисления к лику блаженных, этап, предшествующий канонизации, или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника.
В Православной Церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых.
В римо-католичестве разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил папа Бенедикт XIV. Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников). С XVII века Рим окончательно концентрирует в ведении св. престола все составляющие процесса беатификация, изымая их из ведения епархиальных археиреев. Лишь в самое последнее время появились признаки того, что подобная ситуация будет меняться и папа оставит целиком за собой исключительно акты канонизации.
Сначала в Ватикан представляется так называемое positio — достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части — неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до XIX века таких «противников» даже назначали, именуя их «адвокатами дьявола»).
Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди.
Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого "кандидата".
Только после этого Папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.
Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI (документ Sanctitas clarior, 1969) и сам Иоанн Павел II (апостольская конституция Divinus Perfectionis magister, 1983). В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях «кандидата», и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.
Процесс беатификации завершается собственного обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе св. Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.