Сиони́зм - идеология, политика и система организаций еврейской олигархии. Преимущественно светское политическое движение ставящее перед собой цель собрать всех евреев рассеяния на земле т.н. Эрец Израэль и создания в его границах еврейского государства. Будучи преимущественно светским (а иногда и подчеркнуто антирелигиозным) синизм включает в себя т.н. религиозных сионистов и во многом опирается на иудаизм.
Возникновение политической программы сионизма связывается с брошюрой "Еврейское государство" (1896) Т. Герцля. В 1897 состоялся I сионистский конгресс (Базель, Швейцария), на котором сионизм конституировался как политическое движение. Конгресс создал так называемую Всемирную сионистскую организацию (ВСО), которая в настоящее время включает в себя политические партии, действующие более чем в 50 странах (1986).
Сионизм провозгласил существование "всемирной еврейской нации", которой противостоит "врожденный" антисемитизм всех других народов, и призвал евреев к "исходу" из стран их проживания для расселения в собственном "нормальном" государстве Израиль.
Несмотря на то, что израильские сионисты во многом опираются на т.н. религиозных сионистов (300 тысяч человек, ок. 6 процентов еврейского населения Израиля) и используют иудаизм как национальную и религиозную традицию освящающую право евреев на Святую Землю, большая часть ортодоксальных иудеев (т.н. харедим - дословно "трепещущие", составляют около 10 процентов еврейского населения Израиля) относятся к государству Израиль созданному сионистами и к самому сионизму (как к запоздалой пародии на европейский национализм), в разной степени отрицательно.
Отрицание это простирается от критики светских сторон жизни израильского общества и отказа служить в израильской армии и платить ему налоги до утверждения о несвоевременности создания еврейского государства и даже до крайних призывов уничтожить г-во Израиль как сатанинскую профонацию "Израиля духовного" (востановление которого ожидается ими после прихода Мессии).
С точки зрения ортодоксального иудаизма, создание еврейского государства было богопротивным делом т.к. разбросав евреев по свету Всевышний повелел им стойко сносить трудности, молиться и ждать мессии, который явится на Храмовой горе в Иерусалиме и воссоздаст Израильское царство, стертое с лица земли две тысячи лет назад. Всевышний вернет туда из галута (рассеянья) всех евреев и жить они будут в государстве, унаследовавшем законы царей Давида и Соломона, а править в нем будет совет мудрецов Торы. Согласно этому догмату, сионисты взяли на себя функции Всевышнего, преждевременно организовав возвращение евреев на землю обетованную и создав там государство, основанное на мирских, полуевропейских законах
Однако по вопросу о том, как вести себя по отношению к этому государству, религиозное еврейство раскололось. Наиболее непримиримые позиции заняли три общины, насчитывающие в общей сложности несколько сотен семей. Одна из них- "Нетурей карта" (в переводе с арамейского "стражи города", естественно Иерусалима) - чисто израильская (хотя ее последователи, около 2 тысяч человек, сохраняют гражданство Иорданского королевства). Это люди, которые с незапамятных времен живут на земле обетованной, в первую очередь в Святом городе, чтобы первыми встретить мессию, когда он явится. Две другие - "Толдот Аарон" ("История Аарона") и община сатмарских хасидов (от названия города Сату-Мару в Трансильвании, на территории нынешней Румынии) - имеют в Израиле лишь небольшие "филиалы", это представители общины, ждущие прихода мессии
Члены этих трех общин присутствуют в Израиле лишь физически - они не платят налогов, но и ничего не получают из госбюджета, а также не пользуются системой социального страхования. Они находятся вне государства и его законов. Более того, по их убеждению, все, что ведет к уничтожению этого государства, богоугодно и заслуживает поддержки. И потому они участвуют во многих акциях палестинцев, а один из лидеров общины Нетурей карта рав (раввин) Гирш долгое время был советником Ясира Арафата по еврейскому вопросу
Несмотря на то что религиозные антисионисты немногочисленны, они представляют собой реальную силу. Например, сатмарские хасиды занимают весьма прочные позиции на амстердамской алмазной и нью-йоркской фондовой биржах, так что те члены общины, которые посвятили себя изучению Торы, недостатка в средствах не испытывают. То же можно сказать и об их собратьях из двух других общин, живущих на пожертвования с Запада
Опасность религиозных антисионистов для израильского истеблишмента заключается в том, что они негативно влияют на вторую, гораздо более многочисленную группу харедим - ортодоксов-фундаменталистов (она насчитывает около полумиллиона человек), которые заняли по отношению к государству более гибкую позицию
Раз уж Израиль был создан, значит, в этом был какой-то божественный смысл, рассудили они. Фундаменталисты считают себя частью этого государства, хотя полностью его не принимают. Свою же задачу они видят в том, чтобы, с одной стороны, сохранить чистоту веры, оградив религиозную молодежь от тлетворного влияния светского общества, а с другой - влиять на государство, чтобы оно в большей степени опиралось на еврейские религиозные ценности
Поэтому в отличие от религиозных антисионистов фундаменталисты не гнушаются политикой, у них есть свои партии, например ШАС и "Егадут-а-тора" ("Еврейство торы"), но в армии они служат неохотно, пользуясь отсрочкой, которая дается учащимся йешивов.
Впрочем, сионистам удалось противопоставить основной массе харедим ортодоксов-государственников, которые безоговорочно поддержали "сионистский проект", несмотря на его сомнительное с точки зрения иудаизма содержание.
Один из первых духовных лидеров религиозных сионистов рав Кук предложил собственное толкование Торы, основанное на понятии "следы мессии". Один из таких следов - создание еврейского государства, которое было божественным промыслом и провозвестником явления мессии. Люди, по мнению рава Кука, могут ускорить его приход богоугодными делами, главное из которых- служба на благо родины.
Поддержав создание еврейского государства и поставив в 1948 году подписи под декларацией о независимости, религиозные сионисты объединились в национально-религиозный лагерь (насчитывающий сейчас около 300 тыс. человек). Его приверженцы не носят традиционной черной одежды - внешне их можно отличить по вязаным кипам. Они активно участвуют во всех государственных делах. Их много среди поселенцев, живущих в арабском окружении, в элитных воинских частях.