Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БЛАЖЕННЫЙ

Перенаправлено со статьи "БЛАЖЕННАЯ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блаже́нный (греч.: μαχάριος).

  1. Наименование («блаженный Василий») или первая часть наименования («блаженный Василий, Христа ради юродивый») лика (чина) юродивых. См. Юродство.
  2. Именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств» («От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев...» — тропарь прп. Серафиму Саровскому).
  3. Именование, прилагаемое ко всякому человеку, стремящемуся вести праведную жизнь, в качестве прилагательного со значением «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха"» (Рим. 4, 6–8); «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12).
  4. утвердившееся именование некоторых святых («блаженный Никита, тайный угодник Божий»; «блаженная княгиня Ольга»; «блаженный Иероним»; «блаженный Августин») и церковных писателей («блаженный Феодорит, епископ Киррский»). Причины, по которым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование блаженный(ая), могут быть названы лишь предположительно. Некоторые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным (в значении 2 и 3) и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (например: «Сия блаженная Ольга...», «Ольга блаженная, аки денница...»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита...»).

Предполагают, что именование святых Иеронима и Августина как блаженных отражает западную традицию беатификации, т. е. объявление человека блаженным (beatus) и допущение почитания его в одном месте или церковном обществе - приблизительно соответствует местной канонизации в Восточной Церкви [1]. Но этому противоречит то, что блаженный Августин почитается как один из авторитетнейших отцов Западной Церкви (doctores ecclesiae), а также то, что употребление прилагательного блаженный в качестве именования известно и по отношению к святым Восточной Церкви, где беатификация не совершалась. В различных изданиях житий и месяцесловах составители иногда уточняют именование святого согласно его подвигу и лику. Так, святой Иероним именуется преподобным, святой Августин — святителем, епископом Иппонийским, святая Ольга — святой праведной великой княгиней (в надписании жития, хотя по тексту — «блаженная»). Из всех этих случаев принципиально для Русской Церкви было именование святой Ольги. В месяцесловах служебников и в надписании службы в Минеях синодального издания она именовалась «святой блаженной княгиней». По инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) (+ 1994) ее именование на отпустах и на литии, а также в месяцесловах и в надписании службы было принято как «святая равноапостольная великая княгиня Российская».

Прилагательное «блаженный», без специального значения, употребимо перед именем святого, если речь идет о том времени его жизни, когда он еще не был рукоположен в епископский сан (святитель), еще не вышел на подвиг служения (равноапостольный, исповедник), еще не претерпел мученической кончины (мученик) или еще не стяжал той святости лика, которую явил в конце жизни (преподобный и др.).

Использованные материалы



[1]  Этого мнения придерживается Живов. По его объяснению наименование блаженного в последнем смысле стали прилагать в России в XIX веке к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у римо-католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до т.н. "разделения Церквей" и тем самым признается Православной Церковью. См. Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов, http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Редакция текста от: 20.10.2007 22:26:39

"БЛАЖЕННЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google