Николай, один из первых семи диаконов.
Николай, вместе со святыми апостолами от семидесяти Прохором, Никанором, Тимоном и Парменом, а также первомучеником Стефаном и святым Филиппом был избран двенадцатью апостолами в Иерусалиме на диаконское служение. О его избрании и поставлении повествует книга Деяний апостолов (Деян. 6, 1-7).
Однако, он не входит в святцы Церкви в отличии от шести других первых диаконов. Некоторые из церковных писателей [1] считают диакона Николая основателем и начальником секты николаитов, которых обличает святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе (Откр. II, 6,15). Предполагают, что диакон Николай неправильно понял учение Христа о любви и свободе христианской и был проповедником несдержанной плотской любви.
Впрочем Климент Александрийский свидетельствует, что диакон Николай проводил строгую и благочестивую жизнь, имел жену и детей, и его дочери состарились в девстве. Его слова: "Надобно плоть употреблять на зло", то есть пренебрегать плотью, не дорожить ею, обуздывать ее, – были ложно поняты сектантами; сам же Николай был, как строгий аскет, чужд таких заблуждений.
Использованные материалы
- Жития Святых свт. Димитрия Ростовского, "Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, Память 28 июля", прим.:
[1] Святые Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, блаж. Иероним и др.