Царь-мученик Арчил Иверский |
Память 20 марта, 28 января (ПЦА [1]), 21 июня вместе с царём Луарсабом II
Сын Стефана II (Стефаноза) [2], князя Картли, династии Хосроидов. Прямой потомок святого равноапостольного царя Мириана.
Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный грузинами «кру» («глухой») за свирепость и беспощадность, вторгся в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила - Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: "Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!"
Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими их силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. От сильнейшей бури река, по которой переправлялось отступавшее арабское войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но утонули в морских водах.
Мчч. цари Арчил и Луарсаб. Икона |
Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию - неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Чичнаума Азима) [3], калифского наместника эмирата Арминийи. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счёл за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии", помазанник Божий ответил:
Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время перед Джиджумом предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где спрятали клад Карталинский царь и император Ираклий. Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал:
Разъярённый Асим спросил: "Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии?" Святой Арчил бесстрашно ответил: "Бог Животворящий, Творец Неба и Земли сошёл с Небес на землю для спасения человечества и смертью Своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их". Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: "Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мёртвого, то погибни в мучениях!"
20 марта 744 года [4] царя вывели на казнь.Святой попросил немного времени для молитвы и просил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царём.
Почитание
Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня, вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским. Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет: "У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание". Он же сетовал, что могила царя Арчила забыта почти всеми, и что знают о ней лишь немногие.
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest. Lives of the Georgian Saints. - St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006. - P. 81-84. В русском переводе см.:
- Житие в календаре на портале Православие.Ru:
[1] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/01/28/205308-st-archilius.
[2] "Мученик Арчил II, царь Иверский" - http://www.rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muche...tml
[3] В некоторых современных Житиях указывают имя Хузаим-Бин-Хазима, что соответствует имени эмира Хузайма ибн Хазим ат-Тамими, назначенного халифом Гарун ал-Рашидом (786—809 гг.) на пост правителя Арминийи в 786–787 и 803–807 годах. Тем не менее, ряд исследователей все же склонны отождествлять личность Чичнаума-Асима с эмиром Арминийи Язид абн Усаид суламитом (Йазид ибн Усайд ас-Сулами), чиновником халифа Мансура (754 – 775 гг.), поскольку походы Язида ибн Усаида и Асима совпадают во времени. См. Гунба М. М. "Абхазия в I тысячелетии н. э.: Социально-экономические и политические отношения. -Сухуми: Алашара, 1989, с. 217-224, http://apsnyteka.org/file/Gunba_Abkhazia_v_1_tysyacheletii_n...pdf
[4] В современном церковном календаре, основывающемся на сведениях М. Сабинина, год смерти Арчила - 744. Г. Мамулия вслед за К. С. Кекелидзе считает Арчила деятелем 2-й пол. VIII в. и смерть царя датирует 787 годом, Д. Мусхелишвили и Г. Абрамишвили относят деятельность Арчила к середине VIII в. По последним, наиболее обоснованным исследованиям М. Санадзе, период эрисмтаварства Арчила определен как 738-761 гг. См. Сургуладзе М.К., "Арчил" //Православная Энциклопедия, т. 3, с. 583-585, http://www.pravenc.ru/text/76570.html