Нухпати(c) (Нопата, Нохпато), город-крепость в Эрети, на землях цукетского княжества
Местоположение
Географическое положение Нухпати в грузинской историографии точно не установлено. Большинство специалистов (И. Джавахишвили, Н. Бердзенишвили, Г. Чубинашвили, С. Еремян) предполагает, что Нухпати находился в районе Нуха-Шаки и идентифицирует его с Шаки (или Шеки, современная Нуха). По мнению Т.Г. Папуашвили Нухпати был расположен в бассейне реки Белокан (Белоканис-цкали), в ее среднем течении, на одном из южных отрогов Кавказского хребта.
Азербайджанский исследователь Г. Гейбуллаев идентифицирует крепость "Нухпати" с аварским селением Нухбик (Нухбид) в Закатальском районе на границе с Белоканским районом, между речками Белокан и Катех, примерно в 75 км. к западу от Шеки, к востоку от Китихор, примерно в 25 км к югу от современной Закаталы и считает, что название Нухпати является грузинской передачей топонима. Согласно Гейбуллаеву, слово Нухбик (Нухбикь) переводится с аварского языка как "развилка дорог" и соответствует нынешнему названию села "Йолайрыдж" на азербайджанском языке.
Согласно замечаниям Ш. Хапизова, Г. Гейбуллаев в своих трудах [1] неправильно разместил Нухбик, и указывает, что на самом деле селение расположено между речками Тала-ор (впадающей в Алазани) и Катих-ор (Катех-цкали), на правом берегу реки Тала-ор, в 7 км от села Макав [2]. Не исключено, что на месте Нухбика еще в VIII в. было аварское поселение, которое впоследствии, в ходе одного из иноземных нашествий было разрушено, а его население укрылось в городе-крепости Джаре, продолжая использовать свои родовые земли в качестве сельхозугодий, а место прежнего поселения – как сезонный хутор.
Современными исследователями Нухпатис рассматривается как сильный опорный стратегический пункт в междуречье Нухпати, на главном пути в горный Дагестан, в страну "Хундз"(Хунзах).
История
По грузинским и арабским источникам крепость предположительно была разрушена в 738 году арабским полководцем Марван ибн Мухаммедом, следовавшем по Лекетской дороге из Шеки в Сарир. Горцы, оказавшие Марвану сопротивление, были перебиты.
Восстановлена крепость в 740-750-е годы карталинским царем Арчилом II. Согласно хроники "Жизнь Вахтанга Горгасала", включенной в состав "Картлис Цховреба", картлийский князь Арчил (VIII в.) развил на левобережье Алазани активную деятельность, в том числе христианизировал "нухпатийцев" [3]. Эта хроника повествует и о строительстве Арчилом церкви "в Нухпати, между двумя речками" [4].
Выбирая место для нового города, Арчил решающее значение придавал задаче, ставящейся перед этим пунктом. Одним из главных мотивов создания и укрепления этого города была политическая задача, которая прикрывалась религиозными побуждениями - обращением в христианство горных племен нохпатов, которая на самом деле заключалась в распространении политического господства царя в этой области. Выполнению этой задачи способствовало стратегическое положение города - он стоял на дороге, ведущей в горы. Это была дорога, связывающая Грузию с горным Дагестаном, так называемая "белоканская дорога", которая проходила по ущелью реки Белокан и вела непосредственно в центральный Дагестан, в район Хунзаха.
Связи города Нухпати с горным Дагестаном не ограничивались только чисто политическими взаимоотношениями, они распространялись на экономическую и культурную сферы жизни. Традиционно, культурные связи Эрети с горными районами завязывались на почве распространения христианства. Через город Нухпати в горные области Дагестана, в Хунзах, вливался мощный поток грузинской христианской культуры (ощутимыми материальными следами этого процесса являются известные на Хунзахском плато храмовые памятники грузинского зодчества, грузинской эпиграфики ктиторского содержания, разнообразные памятники христианской культуры).
Использованные материалы
- Патимат Тахнаева, "Христианская культура средневековой Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории":
- Гейбуллаев Г. А. "Топонимия Азербайджана". - Баку: Элм, 1986, с. 75 (152):
- "Политическая история и этноконфессиональные отношения в Восточном Приалазанье в VII–XV вв." // Халаев З.А., "Этнополитическая и культурно-религиозная история дагестаноязычных народов алазанской долины в XVI- XVIII вв.", Махачкала, 2012:
- Этнополитическая история северо-западной Албании (Часть I) // Центр Льва Гумилева в Азербайджане:
- Хапизов Ш. М., Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье): Научно-справочное издание. - Махачкала: "ДИНЭМ", 2011, с. 190 – 191:
[1] Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. – С. 138; Он же. К этногенезу азербайджанцев. – С. 141.
[2] Хапизов Ш. М., Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье): Научно-справочное издание. - Махачкала: "ДИНЭМ", 2011, с. 190 – 191.
[3] Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала / Пер., пред. и комм. Г.В. Цулая. – Тб., 1986. – С. 108
[4] Картлис Цховреба. – Тбилиси, 1955. Т. I. – С. 243–244 (на груз. яз.).