Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГОНОРАТ АРЕЛАТСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Гонорат, еп. Арелатский. Фреска
Свт. Гонорат, еп. Арелатский. Фреска
Гонорат (Онорат, Оноре́) (лат. Honoratus, фр. Honore, греч. Ὀνωρᾶτος; ок. 350 - 429), епископ Арелатский, святитель

Память 16 января

Родился в городе Треверы (современный Трир в Германии) или в Лотарингии, в галло-римской аристократической семье. Получил прекрасное гуманитарное образование. В Житии нет прямого указания на то, кем были родственники Гонората: христианами или язычниками. Его отец, видимо, был оглашенным, следуя распространенному в IV веке обычаю принимать крещение только на смертном одре. Согласно Иларию, он противился стремлению сына к благочестивой жизни и его желанию креститься в юном возрасте. Несмотря на недовольство отца, Гонорат не только не оставил стремления к благочестивой жизни, но и вдохновил своим примером старшего брата Венанция.

После крещения отец Гонората стал изыскивать все возможные средства, чтобы отвлечь юношу от христианских подвигов; родные и друзья, всё его окружение этому способствовали. Но среди всех обольщений тлетворной среды молодой человек говорил себе: "Эта жизнь приятна, но она обманывает". Жизнь братьев в этот период представляла собой образец мирского благочестия: не уход из мира, а служение ему. Подвижники устроили в своем доме странноприимницу, заботились о путниках.

Некоторое время спустя Гонорат и Венанций приняли решение стать отшельниками, избежать мирской славы. Их благочестивый образ жизни стал многим известен, стремление к монашеской жизни появилось у братьев под влиянием образа прп. Антония Великого, Житие которого, написанное свт. Афанасием I Великим, к тому времени уже было переведено на латынь и известно в Галлии.

Гонорат и Венанций нашли себе наставника, прп. Капрасия (+ ок. 440), человека образованного и близкого к ним по происхождению.

Согласно Житию Капрасия, подвижник сопровождал Венанция и Гонората в Палестину, Сирию и Египет, куда многие западные христиане отправлялись в то время, чтобы познакомиться с восточной монашеской традицией; на обратном пути Венанций умер. Однако Иларий в "Похвальном слове..." ничего не сообщает об участии Капрасия в паломничестве и излагает иную версию событий: братья отплыли из Массилии (совр. Марсель), но Венанций скончался в Мефоне (совр. Метони, ном Месиния, Греция).

Основание Леринского монастыря

После смерти брата Гонорат через Италию, посетив Рим, вернулся в Южную Галлию, где поселился на острове Лерин (один из группы совр. островов Лерен), впоследствии названном в честь Гонората (совр. Сент-Онора). В конце I в. до н. э. Лерин был разорен пиратами и оставался необитаемым до прихода Гонората, т. к., по преданию, пираты засыпали источник, снабжавший население пресной водой. Этот источник был чудесным образом изведен из земли после появления на острове Гонората. По другой версии, остров был необитаем из-за большого количества водившихся здесь змей. Однако с появлением святого Гонората змеи исчезли.

Согласно Житию, одной из причин, побудивших Гонората поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, еп. г. Форум Юлия, который рукоположил Гонората во пресвитера [1]. Вокруг Гонората собралась небольшая община учеников, которая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге остров Леро (совр. Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, буд. еп. Лугдуна (совр. Лион). Возникновение монастыря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 год.

Некогда сухой и пустынный клочок суши превратился со временем в райский сад, украшенный цветами святости. Некоторые жили в монашеском общежитии, некоторые велик отшельнический образ жизни. Святой Гонорат ввёл в обители монашеский устав преподобного Пахомия Великого.

Решив привлечь к подвижнической жизни и своего родственника Илария, Гонорат ненадолго покинул монастырь и вернулся на родину, где уговорил его отдать имение брату, переехать на Лерин и стать монахом.

На Арелатской кафедре

Свт. Гонорат, еп. Арелатский. Икона
Свт. Гонорат, еп. Арелатский. Икона
В начале 427 года святой Гонорат был избран епископом Арелатским. По свидетельству Илария, избранию Гонората предшествовали ожесточенные споры о преемнике кафедры и его кандидатура была выдвинута как компромиссная.

В IV-V вв. на фоне общего обнищания галльских городов и сокращения числа их жителей Арелат переживал экономический подъем, его политическое значение росло: он часто становился резиденцией западных императоров. Рост политического значения Арелата привел и к укреплению авторитета Арелатской кафедры.

Свт. Гонорат был добрым пастырем, проявлявшим духовную заботу о всех пасомых. Он передал сокровища, накопленных одним из своих предшественников по кафедре, еп. Патроклом, на выкуп пленных. По словам свт. Илария Арелатского, его ученика и преемника, "если бы захотели представить милосердие в виде человеческой фигуры, то надо было бы сделать портрет Гонората".

Кончина и почитание

Скончался в 429 году. Перед смертью он призвал к себе Илария и других близких учеников, к одру святого прибыл действующий префект Галлии, чтобы узнать волю умирающего епископа относительно его преемника: Гонорат указал на Илария.

Свт. Гонорат был погребен в некрополе Элисий (Елисейские поля, совр. Алискан) к востоку от Арелата, в базилике мч. Генесия, которая с V в. стала усыпальницей Арелатских епископов. Впоследствии эта церковь также получила посвящение в честь Генесия и Гонората. Несмотря на бедствия, которые пережил Арелат с VI по X век, мощи хранились в этой церкви до 1390 года, когда были похищены одним из местных сеньоров. Благодаря вмешательству церковных властей вплоть до авиньонского папы через год мощи были переданы Леринскому монастырю и торжественно перенесены туда (20 января 1391). В конце XVIII века, во время Французской революции, правительство конфисковало драгоценную серебряную раку, сами же мощи для большей сохранности были распределены Грасским епископом по различным церквам его диоцеза. После революции большая часть мощей была возвращена на Лерин [2].

Имя Гонората появилось уже в галльской (осерской) редакции (кон. VI в.) Мартиролога Иеронима, откуда оно перешло в исторические мартирологи Каролингской эпохи, затем в Римский Мартиролог.

Источник сведений о Гонорате - «Похвальное слово о жизни св. Гонората», написанное Иларием, еп. Арелатским, его родственником, современником и преемником по кафедре, который лично знал святого и общался с ним, особенно в леринский период его жизни. Написано до 432 года (смерти Леонтия, еп. г. Форум Юлия, совр. Фрежюс), по-видимому, на основе проповедей Илария, произнесенных в первые три годовщины кончины Гонората. Некоторые факты из жизни Гонората, касающиеся в основном его отношений с Иларием, уточняются также в Житии Илария, составленном в конце V века Гоноратом, еп. Массилийским.

"Похвальное слово о жизни св. Гонората" еп. Илария имело большое значение для испанского монашества в вестготский период (VI-VII вв.), его знал Исидор, еп. Гиспалиса (совр. Севилья). Фруктуоз, еп. Бракары (совр. Брага), просил своего друга Браулио, еп. Цезаравгусты (совр. Сарагоса), прислать ему Житие Гонората. В XI-XII вв. оно служило источником для подражания, став основой для похвальных слов в честь других святых. Одно из них - панегирик свт. Аниану, еп. Орлеанскому, составленный около 1200 года в Орлеане монахом из круга аббата Хельгода (возможно, им самим). Около 1120 года Жоффруа Осерский, друг Бернарда Клервоского, составил одну из четырех проповедей, посвященных св. Бернарду, из различных фрагментов произведения Илария. Проповедь представляет собой мозаику из 49 отрывков из "Похвального слова...", расположенных в порядке оригинала, однако материал скомпонован лучше, чем в панегирике в честь Аниана.

Личность свт. Гонората оказывала воздействие на духовную жизнь средневековой Франции, в особенности Прованса. Около 1300 года провансальский трубадур и леринский мон. Феро Раймон написал стихотворное "Житие св. Гонората". Поэма изобилует анахронизмами (напр., Гонорат появляется в обществе имп. Карла Великого) и представляет собой переработку более раннего легендарного Жития, по-видимому памятника итал. происхождения XIII в. [3].

Имя святителя Гонората включено в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 9 марта 2017 года [4].

Литература

  • BHL, N 3975-3979;
  • CPL, N 501;
  • ActaSS. Ian. T. 2. P. 17-26;
  • Vita St. Caprasii // ActaSS. Iun. T. 1. P. 78-79;
  • Hilarius Arelatensis. Vita et opuscula // PL. 50. Col. 1213-1292;
  • Iohannes Cassianus. Collationes. Pars 2 // PL. 49. Col. 843-1088;
  • Eucherius Lugdunensis. De laude heremi. 42 // PL. 50. Col. 711;
  • Paulinus Nolanus. Ep. 51 // PL. 61. Col. 417-418;
  • Sidonius Apollinaris. Carm. 16: Eucharistum ad Faustum Reiensem episcopum, 104 // PL. 58. Col. 721;
  • Cavallin S. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952;
  • Hilaire d'Arles. La vie de st. Honorat / Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235);
  • Honorat de Marseille. La vie de st. Hilaire d'Arles / Éd. P. A. Jacob. P., 1995. (SC; 404);
  • Гонорат Массилийский. Слово св. Илария о жизни св. Гонората, епископа Арелатского / Пер.: Д. Зайцев // Арелатские проповедники V-VI вв. М., 2004. С. 59-91
  • Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. СПб., 1912. С. 17-18;
  • Cavallin S. Sainte Gènes le notaire // Eranos. 1945. Vol. 43. P. 150-175;
  • Cristiani L. Lérins et ses fondateurs. St.-Wandrille, 1946;
  • Griffe É. La gaule Chrétienne à époque romaine. P., 19662. Vol. 2: L'Église des Gaules au V siècle. P. 236, 241-245; 19652. Vol. 3: La cité chrétienne. P. 236-238, 332-338;
  • Pricoco S. Quaedam de Hilarii Arelatensis sermone de vita Honorati // Annuario dell'Inst. Magistrale «Turrisi Colonna». 1969. P. 1-8;
  • idem. L'isola dei santi: Il cenobio de Lerino e le origini del monachesimo gallico. R., 1978;
  • Courcelle P. Nouveaux aspects de la culture lérinienne // REL. 1968. Vol. 46. P. 407-408;
  • Antier J.-J. Lerins: L' île sainte de la Côté d'Azur. P., 1973. P. 43-118.
  • Иеромонах Серафим (Роуз). "Православное монашество сегодня в свете православной монашеской Галлии 5-6 веков" / Путь исихастов. - Август, 2003. - №12 (175):

Использованные материалы



[1]  Леонтий был известен как большой почитатель и покровитель монашества, ему посвящена первая часть «Собеседований» Иоанна Кассиана Римлянина, написанная около 419 г.

[2]  Antier. P. 109. N 1

[3]  BHL, N 3976

[4]  Журнал №14 заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/4829826.html.

Редакция текста от: 05.07.2018 10:57:47

"ГОНОРАТ АРЕЛАТСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google