Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ |
Празднование 16 августа, 7 июля - обновление иконы "Спас Нерукотворный" в женском Борисоглебском монастыре Изюмской епархии (Укр. [1])
История происхождения
Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.
Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.
После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.
Со временем место это было забыто.
Обретение Образа
Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.
Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.
Перенесение в Константинополь
В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.
В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа".
Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Упоминание в древних источниках
Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.
Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи".
Евагрий Схоластик упоминает его в "Церковной истории" и называет образ "богозданной иконой".
Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.
Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г. |
Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии
Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время Великой Отечественной войны икона хранилась в сыром и холодном погребе, в результате чего сильно потемнела. 9 января 1997 года образ был передана в Борисоглебский храм села Водяное Змиевского района, где её установили в алтаре на горнем месте. В том же году 20 июля во время воскресной литургии произошло чудесное обновление иконы. По словам очевидцев, икона блистала золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. Позолота иконы приобрела светлый вид, от иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней. Сразу после обновления икона была чрезвычайно светлой, как бы сияющей. Впоследствии она немного потемнела, цвета стали контрастнее.
5 августа 1997 года по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима была создана епархиальная комиссия для изучения обстоятельств произошедшего события. На основании её выводов и последовавшего рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года икона была признана чудотворной и благословлено её богослужебное почитание в Слободском крае. Церковное празднование иконы установлено на 7 (20) июля - день чудесного обновления иконы [2].
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.
Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html
Ин кондак, еллинский, глас тот же [3]
Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [4] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [5].
Ино величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
См. также
Использованные материалы
- "Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
- Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Гл. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. - М., 2008. - С. 25-27
- Минея. Август, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 127-128, 134:
[1] Календарь на официальном сайте Украинской Православной Церкви, https://church.ua/calendar/?cd=2022-07-20.
[2] Обновление образа Спаса Нерукотворного в Свято-Борисо-Глебском монастыре, http://pravoslavie.kharkov.ua/2006/11/23/obnovlenie_obraza_s...tml.
[3] Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., https://ulita-n.livejournal.com/10680.html.
[4] Вариант: "ли́ка"
[5] вариант: "изображе́ние".