Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Варлаам Керетский
Прп. Варлаам Керетский
Варлаам Ке́ретский (XVI в.), преподобный

Память 6 ноября (день кончины), 15 января (обретение мощей) и в Соборах Архангельских, Карельских и Кольских святых

В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в селе Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море.

Служил священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле. Он был ревностным и одарённым пастырем: "добре подвизаяся на невидимого врага козни". Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец Василий о тяжком "идолобесии", о вере языческой в которой пребывали ещё многие лопарские семьи - коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.

После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольским, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть.

Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил её. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким иноком Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века. Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: "находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно". Известная ещё в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря "Ста́рина о Варлаамии Керетском" передаёт слова матушки: "Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького..." Во время совершения над женою "последования молебного об избавлении от духа нечистого" даёт знать себя страстная натура Варлаама, и он "с яростью устремившись, поражает её [матушку] смертною язвою".

Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил в "в Колском граде". Канон, однако, свидетельствует об ином: убиение "жены иереевой" произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, "убийство совершивши", Варлаам хоронит тело жены: "и земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею". В последующих стихах Варлаам называет этого священника "отцом своим духовным". Канон не называет имени духовника, но можно предполагать, что речь идёт о преподобном Феодорите Кольском. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам в Коле "вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании". И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, "дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися". Варлаам "таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам".

Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, "псалмы Давидовы пояше", и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны ("дондеже о́но мертвое тело тлению предастся", то есть пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: "Куда пошёл - как Варлаам против ветра" - и в поговорке норвежских рыбаков, которые говорят, когда с моря на берег идёт туман и погода портится: "Русский поп жену привёз".) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцовом море у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - "весла из рук своих не выпускаше" - сделал преподобного горбатым.

Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались "морские сувои". Во те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - "корабельные сверлила" (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, "став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть", "корабельные сверлила" пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению учёных, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.

Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: "бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя". Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг. Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: "В созидаему святым Трифоном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги". Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим преподобным Трифоном и частью братии. На "Варламовой ладье" оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.

После этой исторической встречи пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки. Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вёл отшельническую жизнь "в пещере со зверями". Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.

Скончался преподобный в конце XVI века.

Почитание

В 1635 году кольский воевода Г. И. Волынцев, исцелённый явившимся ему преподобным Варлаамом, узнал о том, что святой "в небрежении, на месте его, где положен, там и почивает", повелел "сотворити сень" над могилой святого (вероятно, речь идёт о первоначальном погребении преподобного в Чупской губе) и поставить крест (ныне находится в Благовещенской церкви в городе Кола). Позднее каргопольский купец Евфимий, спасённый преподобным Варлаамом от "потопления" на море во время шторма, прибыл в Кереть и повелел "от имения своего поставити сень над гробом святого и свещу пред Спасовым образом вжигати". Позднее (1664?) останки преподобного перенесли в Кереть и погребли на востоке от алтаря церкви великомученика Георгия Победоносца. В 1664 году поморы П. Буторин, И. Поснов и Е. Больнищев впервые записали случаи явления преподобного Варлаама Керетского и его чудотворений со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть для поклонения мощам преподобного.

В 1722 году при разборке ветхих деревянных часовен были обретены останки преподобного Варлаама, о чём причетники Керетской волости - вотчины Соловецкого монастыря - сообщили Холмогорскому архиепископу Варнаве (Волатковскому). 15 января 1723 года указом Святейшего Синода из Соловецкого монастыря в Кереть был направлен иеродиакон Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах преподобного Варлаама. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в январе 1725 года приехали соловецкий иеромонах Иона и священник Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи святого почивали "в часовне, в земле... не во гробе", но в "поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело". Когда мощи преподобного внесли в алтарь церкви Георгиевской церкви, "тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым". Однако иеромонах Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: "Исходит от печи дым, а не благоухание"), вследствие чего архиепископ Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по Варлааму Керетскому "панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать". Синод не запретил почитать Варлаама Керетского, но признал сказания о чудесах недостоверными, а "кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется". В 1769 году сгорели обе церкви села, во время пожара мощи преподобного извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в настоящее время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до настоящего времени), его вода помогла остановить распространение огня.

В 1773 году, когда в Керети было закончено строительство двухэтажной церкви великомученика Георгия, мощи преподобного Варлаама были перенесены в новый храм, в придел святителя Николая Чудотворца. Во время Крымской войны при угрозе нападения английского флота на поморские селения священник Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи преподобного Варлаама Керетского в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 года мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 году построили новый храм во имя великомученика Георгия, мощи святого Варлаама поместили в северном приделе, посвящённом преподобному. 22 мая 1949 года Георгиевская церковь в Керети вновь сгорела, мощи, часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню. В 1959 году участники археографической экспедиции описали останки святого Варлаама Керетского: "Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом". В 1960 года последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами неизвестна.

С конца XVI века преподобный Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Известны многочисленные случаи его явления поморам, попавшим в беду в северных морях, и неизменное чудесное избавление их от смертельной опасности. Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к святому Варлааму с молитвой, - преподобный сам приходил на помощь и открывал своё имя. В 1903 году имя Варлаама Керетского было внесено в "Верный месяцеслов" (под 6 ноября). Оно входит в Собор Карельских святых, празднование которому в 1957 году установила Финляндская Православная Церковь (в субботу между 31 октября и 6 ноября н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых с 2004 года празднуется 21 мая (ст. ст.). В 2018 году имя преподобного было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [1].

По сообщению архимандрита Никодима (Кононова), в начале XX века в Георгиевской церкви в Керети над ракой преподобного Варлаама находилась икона с изображением событий жизни святого: рождение, крещение и обучение грамоте, рукоположение во пресвитера, искушение преподобного бесом, постриг, моление у часовни в Чупской губе, преставление, перенесение останков преподобного в Кереть, погребение в часовне, обретение мощей, исцеления у гробницы, другие чудотворения. В Иконописном подлиннике Филимонова о святом Варлааме Керетском написано: "Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие" (С. 38). "Плешив, подобием и брадою аки Афанасий, ряска празелень, лета 7100, ноября 7" [2].

В 1997 года в восстанавливаемом Благовещенском соборе в Кеми, в нижнем Никольском храме, освящён придел во имя Варлаама Керетского. Здесь же находится редкая икона с изображением святого (XIX в.). В 2001 году в Коле на месте древней Никольской церкви, где служил преподобный, освящён храм в его честь.

Источники

Источником сведений о Варлааме Керетском служит "Повесть о преподобнем Варлааме Керецком" (первоначальная редакция составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), В.О. Ключевский считал, что ее автором был "монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря". Впоследствии "Повесть" дополнялась рассказами о посмертных чудесах прп. Варлаама, в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого монастыря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному.

Недавно обнаруженный сборник канонов письма "Сергия, смиренного инока и презвитера обители Пантократовы сущего Понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце" [3], позволяет сделать принципиальный вывод о том, что первоначальные правдивые жития, написанные отцом Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века, в последующее время подвергались значительной корректуре в соответствии с "новыми веяниями времени" - предпочтении условного воспевания подвига данного типа святости вместо передачи исторических сведений. [4].

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мир оста́вил еси,/ жите́йскую печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́ ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́,/ ева́нгельски Христу́ после́довал еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и весь ра́зум и се́рдце к Нему́ неукло́нно возложи́л еси́,/ Христа́ ра́ди те́ло свое́ изнуря́я посто́м и бде́нием, в моли́твах свои́х не усыпа́я,/ Бо́га ми́лостива творя́ и Пречи́стую Богоро́дицу Моле́бницу предлага́я,/ и сего́ ра́ди от Бо́га восприе́м власть и си́лу на сопроти́внаго врага́,/ не убоя́ся возду́шныя и морски́я тя́готы и сту́дени, ниже́ уклони́ся,/ и, морско́ю пучи́ною в ма́ле лади́ице по вода́м ше́ствие творя́,/ про́тив зе́льнаго обурева́ния пла́ваше,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и о́коло Свята́го Но́са непроходи́мый путь морски́й от ядови́таго че́рвия/ благопрохо́ден челове́ком без вре́да сотвори́л еси́ моли́твами свои́ми,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть и́же ве́рою приходя́щим к тебе́,/ Варлаа́ме, преблаже́нне о́тче наш, вопие́м ти:/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Все у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ и, жите́йския молвы́ отри́нув,/ в моли́твах, и слеза́х, и злострада́ниих плоть свою́ изнуря́я,/ до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́знем, / и, побе́див я, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не со А́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́,/ отню́дуже и Всеви́дящее о́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с по преставле́нии обогати́ло тя есть,/ и́же тебе́ с ве́рою почита́ющим,/ исцеле́ние подава́еши неви́димо/ и мо́лишися непреста́нно, сохраня́я оте́чество свое́ и лю́ди/ от враг ви́димых и неви́димых ненаве́тны,/ да вси тебе́ вопие́м:/ преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Использованные материалы



[1]  "Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии", официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

[2]  БАН. Собр. В. Г. Дружинина. № 975. Л. 29

[3]  Знаменский П.В. Сергий Шелонин - один из малоизвестных писателей XVII века//Православное обозрение. М., 1882 г. Февраль. "Пантократор" - pantokrator (греч.) - Всевластитель, т.е. Христос; "понт" - море (церк.-сл.); "отток" - остров (церк.-сл.).

[4]  Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития

Редакция текста от: 22.11.2025 18:38:52

"ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google