Книга пророка Аввакума (евр. habaqquq; греч. Ambakoum), в Ветхом Завете — 8-я книга из числа книг 12 малых пророков.
Авторство и время написания
Автор — пророк Аввакум из Иудеи.
Датировка книги колеблется от времени вторжения в Иудею вавилонского царя Синаххериба (VIII в. до н.э.) до походов Александра Македонского (IV в. до н.э.). Упоминание «стражи» в Авв 2, 1, литературная форма Книги пророка Аввакума и проч., возможно, указывают на связь с храмовым культом.
Содержание
Текст в масоретской версии, вероятно, поврежден. Таргум Ионафана предполагает существование домасоретского варианта. Рукописная традиция достаточно сложна и противоречива. Кумранская версия 1QpHab (I в. до н.э.) не содержит 3-й главы Книги; в арамейском свитке из Вади-Мураббаат (II в.) есть только Авв 1, 3 – Авв. 2, 11 и Авв. 2, 18 – Авв. 3, 19; в греческой версии из Нахал-Хевера (ок. 135 г.) — Авв 1, 5–11; Авв. 1, 14 – Авв. 2, 8; Авв. 2, 13 – Авв. 2, 20; Авв. 3, 9 – 15.
Состав книги: диалог пророка с Богом (Авв. 1, 1 – Авв. 2, 5), связанный с ним ряд обличений (Авв. 2, 5–20), псалом «Молитва Аввакума» (3-я глава). Книга рассматривается либо как частное изложение пророческого видения, либо как сборник, составленный в культовых целях. Язык и богословие Книги пророка Аввакума говорят в пользу ее литературной целостности.
В центре Книги - проблема теодицеи. В книге предсказывается нашествие халдеев, приводится плач о страдании праведных, обличаются неправедные, изображается пришествие Господа как Мужа брани, которое традиционно толкуется как пророчество о Боговоплощении Иисуса Христа. Стих Авв 2, 4 играет важную роль в христианском богословии. 3-я глава Книги используется в богослужении в качестве библейской песни.
Литература
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
Использованные материалы
- "Аввакума пророка книга" // Официальный сайт Московского Патриархата