Иеросхим. Антоний (Булатович) |
В миру Александр Ксаверьевич Булатович, родился 26 сентября 1870 года в Орле в семье генерал-майора Ксаверия Викентьевича, командующего 143-м Дорогобужским полком. Генерал Булатович происходил из древнего дворянского рода и всю жизнь посвятил воинской службе.
Его отец скончался, когда Александру было три года. Мать с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург, где детям было дано хорошее воспитание.
Александр Булатович окончил Александровский лицей в числе лучших воспитанников и поступил в лейб-гвардии Гусарский полк. На много лет военное дело стало главным в жизни Александра.
Офицер и путешественник
Булатович А.К. |
Примерно в это время произошла первая его встреча с праведным Иоанном Кронштадтским. Он прибыл к старцу втайне от матери и друзей, со слезами исповедовался и причастился Святых Христовых Таин.
В 1895 году началась Итало-Эфиопская война. В России сочувствовали эфиопам, и Российский Красный Kpecт отправил в Эфиопию (тогда более известную как Абиссиния) санитарный отряд в который, по собственному ходатайству утвержденному императором, был включен и Булатович. Готовясь к поездке, офицер изучил амхарский язык. Отряд прибыл в Эфиопию, когда война уже окончилась. По завершении отрядом его миссии Булатович остался в Эфиопии и совершил путешествие в малоисследованные западные ее районы.
В 1897 году, вернувшись в Россию, он издал книгу о первой своей экспедиции. Между Россией и Эфиопией устанавливались дипломатические отношения.
10 сентября 1897 года Булатович вновь выехал в Эфиопию, чтобы известить императора (негуса) Менелика II о скором прибытии русской дипломатической миссии. 15 октября русский офицер был уже в Аддис-Абебе. Менелик, проникшийся к нему особым доверием, предложил ему принять участие в походе его армии на юг, по Каффу. Булатович с радостью согласился. В том же году Булатович в отряде абиссинского негуса участвовал в сражениях с дикими африканскими племенами, не раз рисковал жизнью. Булатович стал первым европейцем нового времени, прошедшим из конца эту почти неведомую ранее страну.
Результат и свои впечатления он отразил в книге «С войсками Менелика II», вышедшей в 1900 году. К этому времени Булатович вернулся из третьей экспедиции, во время которой он дошел до эфиопско-суданской границы. Оценив обстановку в этом районе, где власть Аддис-Абебы была очень шаткой, а местные власти были всегда готовы были перейти на сторону англичан, Булатович составил план переустройства западных провинций Эфиопии. Деятельность Булатовича оценивалась очень высоко в России и в Эфиопии, его научные заслуги его получили мировое признание.
В 1900 году по личному распоряжению императора Булатович был командирован в Китай, где принимал участие в подавлении «боксерского восстания». Вскоре после возвращения из этой командировки Булатович подал в отставку. Начался новый этап его жизни.
Монашество и имяславие
Под влиянием праведного Иоанна Кронштадтского в 1906 году Александр Булатович принял монашество с именем Антоний. В 1907 году Булатович уехал на Афон, где принял схиму. Поселившись в Андреевском скиту Ватопедского монастыря, он в уединении все свои силы прилагает к духовному деланию: молитве и посту.
В 1912 году он принял горячее участие в полемике с архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) по поводу имяславского движения на Афоне, став одним из самых влиятельных вдохновителей и сторонников имяславия. Это привело к так называемому "афонскому бунту" и прещениям со стороны Святейшего Синода Русской Православной Церкви в 1913 году. В том же году отец Антоний был вынужден покинуть Афон и поселился в скромной хижине в родовом имении в селе Луцыковка Харьковской губернии.
В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, отец Антоний получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник. Перенесенный тиф вынудил его покинуть фронт. Он возвратился больным и почти слепым. В своем уединенном жилище недалеко от Луцыковки он посвятил себя молитве Иисусовой, которую считал основой духовного делания.
В 1918 году вновь отказался отречься от имяславия. Вопрос об имяславии стоял в повестке дня Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, но из-за революционных событий рассмотрен не был.
В ночь с 5 на 6 декабря 1919 года престарелый схимник был зверски убит грабителями, которые надеялись найти в его убогом жилище некие «сокровища».
Память и почитание
Поиск действительной могилы подвижника был благословлен в 2003 года епископом Сумским и Ахтырским Иовом по инициативе односельчан отца Антония и приходского священника этого села ради подготовки к открытию музея, посвященного подвижнику, и перезахоронения его тела, местонахождение которого было до сих пор в точности неизвестно, а могильный холмик носил несколько условный характер.
Как сообщил наместник Ахтырского Свято-Троицкого монастыря иеромонах Симеон (Гагатик):
Состоялось перезахоронение останков подвижника. 23 августа 2009 года на могиле был установлен и освящен гранитный крест. Была построена часовня на месте, где стоял домик отца Антония, в котором он подвизался и встретил мученическую кончину.
Труды
- С войсками Менелика II, 1900 (переизд.: М. Глав. ред. вост. лит., 1971).
- Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса, М., 1913.
- Моя борьба с имяборцами на св. горе, 1916-1917.
- Оправдание веры в непобедимое, непостижимое имя Иисуса, 1917.
- Прошение в Правительствующий Синод, СПб., 1913.
- История афонской смуты, вып. 1, Пг., 1917.
- Моя мысль во Христе. О деятельности (энергии) Божества, Пг., 1914.
- Имяборческая пропаганда.
- Афонское дело. Пг., 1917.
См. также
Литература
- Пахомий, монах-афонец, История афонской смуты или имябожеской ереси, СПб., 1914.
- Литературная Россия, сентябрь 1963, № 38.