Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЙ (БУЛАТОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иеросхим. Антоний (Булатович)
Иеросхим. Антоний (Булатович)
Антоний (Булатович) (1870 - 1919), иеросхимонах, офицер и путешественник, один из вдохновителей движения имяславия.

В миру Александр Ксаверьевич Булатович, родился 26 сентября 1870 года в Орле в семье генерал-майора Ксаверия Викентьевича, командующего 143-м Дорогобужским полком. Генерал Булатович происходил из древнего дворянского рода и всю жизнь посвятил воинской службе.

Его отец скончался, когда Александру было три года. Мать с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург, где детям было дано хорошее воспитание.

Александр Булатович окончил Александровский лицей в числе лучших воспитанников и поступил в лейб-гвардии Гусарский полк. На много лет военное дело стало главным в жизни Александра.

Офицер и путешественник

Булатович А.К.
Булатович А.К.
На военной службе он показал себя человеком непоседливым, увлекающимся, с авантюрной жилкой. При этом Александр не любил балов и грубых офицерских развлечений, а жаждал подвигов. В 1894 году он был назначен инструктором по фехтованию. Также Булатович был одним из лучших всадников полка.

Примерно в это время произошла первая его встреча с праведным Иоанном Кронштадтским. Он прибыл к старцу втайне от матери и друзей, со слезами исповедовался и причастился Святых Христовых Таин.

В 1895 году началась Итало-Эфиопская война. В России сочувствовали эфиопам, и Российский Красный Kpecт отправил в Эфиопию (тогда более известную как Абиссиния) санитарный отряд в который, по собственному ходатайству утвержденному императором, был включен и Булатович. Готовясь к поездке, офицер изучил амхарский язык. Отряд прибыл в Эфиопию, когда война уже окончилась. По завершении отрядом его миссии Булатович остался в Эфиопии и совершил путешествие в малоисследованные западные ее районы.

В 1897 году, вернувшись в Россию, он издал книгу о первой своей экспедиции. Между Россией и Эфиопией устанавливались дипломатические отношения.

10 сентября 1897 года Булатович вновь выехал в Эфиопию, чтобы известить императора (негуса) Менелика II о скором прибытии русской дипломатической миссии. 15 октября русский офицер был уже в Аддис-Абебе. Менелик, проникшийся к нему особым доверием, предложил ему принять участие в походе его армии на юг, по Каффу. Булатович с радостью согласился. В том же году Булатович в отряде абиссинского негуса участвовал в сражениях с дикими африканскими племенами, не раз рисковал жизнью. Булатович стал первым европейцем нового времени, прошедшим из конца эту почти неведомую ранее страну.

Результат и свои впечатления он отразил в книге «С войсками Менелика II», вышедшей в 1900 году. К этому времени Булатович вернулся из третьей экспедиции, во время которой он дошел до эфиопско-суданской границы. Оценив обстановку в этом районе, где власть Аддис-Абебы была очень шаткой, а местные власти были всегда готовы были перейти на сторону англичан, Булатович составил план переустройства западных провинций Эфиопии. Деятельность Булатовича оценивалась очень высоко в России и в Эфиопии, его научные заслуги его получили мировое признание.

В 1900 году по личному распоряжению императора Булатович был командирован в Китай, где принимал участие в подавлении «боксерского восстания». Вскоре после возвращения из этой командировки Булатович подал в отставку. Начался новый этап его жизни.

Монашество и имяславие

Под влиянием праведного Иоанна Кронштадтского в 1906 году Александр Булатович принял монашество с именем Антоний. В 1907 году Булатович уехал на Афон, где принял схиму. Поселившись в Андреевском скиту Ватопедского монастыря, он в уединении все свои силы прилагает к духовному деланию: молитве и посту.

В 1912 году он принял горячее участие в полемике с архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) по поводу имяславского движения на Афоне, став одним из самых влиятельных вдохновителей и сторонников имяславия. Это привело к так называемому "афонскому бунту" и прещениям со стороны Святейшего Синода Русской Православной Церкви в 1913 году. В том же году отец Антоний был вынужден покинуть Афон и поселился в скромной хижине в родовом имении в селе Луцыковка Харьковской губернии.

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, отец Антоний получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник. Перенесенный тиф вынудил его покинуть фронт. Он возвратился больным и почти слепым. В своем уединенном жилище недалеко от Луцыковки он посвятил себя молитве Иисусовой, которую считал основой духовного делания.

В 1918 году вновь отказался отречься от имяславия. Вопрос об имяславии стоял в повестке дня Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, но из-за революционных событий рассмотрен не был.

В ночь с 5 на 6 декабря 1919 года престарелый схимник был зверски убит грабителями, которые надеялись найти в его убогом жилище некие «сокровища».

Память и почитание

Поиск действительной могилы подвижника был благословлен в 2003 года епископом Сумским и Ахтырским Иовом по инициативе односельчан отца Антония и приходского священника этого села ради подготовки к открытию музея, посвященного подвижнику, и перезахоронения его тела, местонахождение которого было до сих пор в точности неизвестно, а могильный холмик носил несколько условный характер.

Как сообщил наместник Ахтырского Свято-Троицкого монастыря иеромонах Симеон (Гагатик):

"Мощи иеросхимонаха Антония были найдены 5 сентября 2003 г. в с. Луциковка Сумской обл. (родовом имении Булатовичей). Мощи сохранились в виде костей воскового с розовым оттенком цвета. Этот вид и цвет мощей считается для афонских монахов, к числу которых принадлежал и отец Антоний, признаком того, что покойный угодил Богу. Сохранилось также, в несколько поврежденном виде, иерейское облачение, в котором был погребен убиенный в 1918 г. подвижник. Прекрасно сохранилась церковная лента-галун, которой был украшен гроб."

Состоялось перезахоронение останков подвижника. 23 августа 2009 года на могиле был установлен и освящен гранитный крест. Была построена часовня на месте, где стоял домик отца Антония, в котором он подвизался и встретил мученическую кончину.

Труды

  • С войсками Менелика II, 1900 (переизд.: М. Глав. ред. вост. лит., 1971).
  • Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса, М., 1913.
  • Моя борьба с имяборцами на св. горе, 1916-1917.
  • Оправдание веры в непобедимое, непостижимое имя Иисуса, 1917.
  • Прошение в Правительствующий Синод, СПб., 1913.
  • История афонской смуты, вып. 1, Пг., 1917.
  • Моя мысль во Христе. О деятельности (энергии) Божества, Пг., 1914.
  • Имяборческая пропаганда.
  • Афонское дело. Пг., 1917.

См. также

Литература

  • Пахомий, монах-афонец, История афонской смуты или имябожеской ереси, СПб., 1914.
  • Литературная Россия, сентябрь 1963, № 38.

Использованные материалы

Редакция текста от: 22.03.2010 20:48:29

"АНТОНИЙ (БУЛАТОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google