Чин пещного действия (или действа), последование Православной Церкви изображающее подвиг и чудесное избавление трёх отроков в Вавилонской печи
Совершалось в неделю накануне Рождества Христова - т.е. в неделя неделю Св. Праотец (если Рождество приходилось на понедельник или вторник) или в неделю Св. Отец (если Рождество приходилось на остальные дни недели)
Чин пещного действия представлял собой изображение событий описанных в 3-й главе книги Даниила - подвига трёх еврейских отроков Анании, Азарии и Мисаила которые за отказ поклониться языческому кумиру в Вавилоне были ввержены халдеями в горящую печь, но Божественным заступничеством остались невредимы. С чина пещного действа начиналось предпразднование Рождества Христова.
Чин пещного действа упоминается как один из особых чинов для совершения по большим праздникам в Восточной Церкви в X веке. В XIV веке писавший против римо-католической практики "мистерий" святитель Симеон Солунский отмечал различие между чрезмерным натурализмом первых и образностью православного чина пещного действа [1].
В Русской Церкви чин пещного действа был введён около XVI века. В XVII веке чин совершался в ряде кафедральных соборов Русской Православной Церкви - в частности в Московском Успенском, в Новгородском Софийском, в Вологодском Софийском (известно о совершении чина в Вологде в 1618-1643 годах [2]). Известно подробное описание чина в Чиновнике Успенского собора Московского Кремля, а также в уставе Новогородского Софийского собора. На покрытие затрат для совершения печного действия, доходивших до пятнадцати и более рублей, собирались особые пожертвования с епархиальных церквей.
Совершение чина пещного действа было оставлено в Русской Церкви при царе Алексее Михайловиче. Впоследствии известно о частичном исполнении песнопений чина - например, исполнение Пещного действа Кастальского Синодальным хором в 1909 году. По словам Андрея Котова, руководителя ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин", этот ансамбль стал первым певческим коллективом который с XVII века исполнил певческий чин пещного действия без сокращений, со всеми чтениями - это было сделано в 2010 году, как концерт, а не как богослужебный чин [3].
Чинопоследование
Печное действие начиналось в субботу, в навечерии. Для совершения чина в кафедральном соборе заранее снимали некоторые паникадила, убирали некоторые иконы, а вместо архиерейского амвона в середине собора ставили печь, изготовленную из дерева и выполненную в виде круглой башенки, открытой сверху, с колоннами и глухими стенками, украшенными резьбой и иконописью. Во время совершения чина печь освещалась множеством восковых свечей различной величины, поставленных в небольшие железные подсвечники (шанданцы), прикрепленные к самой печи, число которых доходило до 128. Для печи и действующих лиц свечей заготавливалось более пуда.
Из числа архиерейских певчих избирались три отрока, представлявших собой святых отроков. Избранных певчих одевали в шитые из тонкого, вероятно, белого, полотна стихари с оплечьями и перерукавьями из цветного бархата, с "источниками из крашенины и таковыми же подпушками". Также избирались и два певчих на место исполнителей повелений мучителя, одетых в халдейские платья. Халдейское платье, шитое из красного сукна с оплечьями из выбойки, называлось юпами (юпками). Шапки отроков и халдеев изготавливались из кожи, опушались мехом зайца и горностая, раскрашивались и золотились, при этом шапки отроков (венцы) имели медные литые кресты. Как отрокам, так и халдеем в руки давали пальмы. Используемые в обряде пальмы вырезались из дерева, красились и золотились. Жестяные трубки, число которых доходило до десяти, предназначались для наполнения легковоспламеняющейся стертой в порошок травы плаун, расход которой доходил до половины пуда и более. Изображение Ангела, опускаемого в печь, изготавливали из двух склеенных кож, на которых на обеих сторонах писался Ангельский лик.
Церковные служители, отроки и халдеи приходили в дом архиерея и, приняв его благословение, облачались в приготовленные одеяния, а затем торжественно сопутствовали ему в собор на вечерню. Всё следовало по обычному чину, но было одно исключение: певчие, одетые отроками, шли в алтарь, а певчие, одетые халдеями, становились у северных врат. По окончании службы певчие так же провожали владыку в его келью. На следующий день, в воскресение, певчие снова приходили, точно так же облачались, вместе с архиереем шли в собор, и утреня до седьмой песни канона совершалась как обычно, после чего, вместо седьмой и восьмой песен, совершалось печное действие. Песнопениями чина были девять "росных стихов" (т.е. стихир), после которых шли 7-ая и 8-ая "отроческие песни" (их можно найти в Псалтири отдельно), которые распевались демественным распевом. Во время пения стиха "тричисленные отроки состави Св. Троица", учитель отроков испрашивал архиерейское благословение, и архипастырь, благословляя рукой, говорил: "благословен Бог, изволивый тако", после чего из алтаря халдеи выводили отроков, связанных полотенцем (убрусом) по их выям, и ставили их посреди церкви около печи. Далее между халдеями и отроками проходил следующий разговор:
- Халдеи: "Дети царевы! Видите ли сию пещь, изготовленную вам на мучение?"
- Отроки: "Видим, но не ужасаемся ея, ибо есть Бог наш на небеси. Ему же мы служим: Той силен изъяти нас и сия пещь будет не нам на мучение, но вам на обличение."
После этого с отроков снимались обвязки, и они получали архиерейское благословение и приготовленные витые свечи. Халдеи же разговаривали между собой:
- Первый: "Товарищ! Это дети царевы?"
- Второй: "царевы"
- Первый: "нашего царя повелений не слушают?"
- Второй: "не слушают"
- Первый: "и телу златому не поклоняются"
- Второй: "не поклоняются"
- Первый: "и мы кинем их в пещь"
- Второй: "и станем их жечь"
Далее халдеи вводили отроков по одному в печь и закрывали ее, а внизу печи поставлялся горн с горящими углями. Далее протодиакон велегласно восклицал: "Благословен еси, Боже отец наших..." и прочее. Отроки в печи пели этот стих до конца, а халдеи увеличивали огонь в печи, подбрасывая в него из металлических трубок легковоспламеняющуюся стертую в порошок траву плаун.
Затем сверху "в трусе велице зело с громом" в пещь к отрокам спускали образ Ангела Господня, отчего халдеи падали ниц, а диаконы опаляли их вместо ангельского паления. Через некоторое время халдеи вставали, и, сняв свои колпаки (турики) и положив на пальмы, говорили между собой:
- Первый: "Товарищ! Видишь ли?"
- Второй: "Вижу"
- Первый: "Было три, а стало четыре, четвертый лицем грозен и страшен, образом уподобляется Сыну Божию"
- Второй: "как он прилетел и нас победил?"
Халдеи замолкали и стояли с поникшими головами, а отроки, воззрев вверх на Ангела Господня, трижды осеняли себя крестным знамением, трижды ему кланялись и, придерживаясь его, обходили с ним кругом трижды печь. Такое действие, в соответствии с пением стихов, повторялось и Ангел Господень то возвышался над печью, то опускался в нее. Когда же Ангел поднимался из печи, то халдеи, открыв печь, говорили:
- Первый: "Анание! Гряди вон из пещи"
- Второй: "Поворачивайся! Чево стал? Неймет вас ни огнь, ни пламя, ни смола, ни сера. Мы чаяли, вас сожгли, а мы сами сгорели."
Из печи выходил Анания и халдеи, взяв его под руки, говорили: "гряди, царев сын!" То же сказав и другим отрокам, халдеи выводили их из печи и ставили перед архиерейским местом. Далее возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и утреня оканчивалась обычным порядком. После окончания Божественной Литургии, как и к ее началу, отроки, халдеи и служащие сопровождали архиерея по пути от собора ко святительскому дому; этим действие оканчивалось. Потом допевался канон, а дальше - совершалась утреня по чину, с той разницей что чтение положенного на этот день Евангелия было после канона.
По обычаю, по окончании чина и утрени, совершавшие чин приходили к архиерею Христа славить. В тот же день у архиерея был праздничная трапеза для соборян и чиносовершателей.
- См. полный текст в изд.: "Чин бываемый в неделю святых праотцев или святых отцев, пещнаго действа", Большой Потребник:
Использованные материалы
- Гераськин Дмитрий, иерей, "Чин печного действия в богослужебной практике XVII века", официальный сайт Сыктывкарской епархии:
- Бульчук Николай, "О Пещном Действе. Беседа с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым", портал Православие.Ru, 6 января 2014:
- "Действо", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Дмитриевский А. А. "Чин пещного действа: Историко-археологический этюд (Посвящается проф. Н. Ф. Красносельцеву)", Византийский Временник (СПб.), 1894, т. 1, с. 553–600:
- http://www.byzantium.ru/library/lib.php?id=16 - материал использован частично
[1] Дмитриевский А. А. "Чин пещного действа: Историко-археологический этюд (Посвящается проф. Н. Ф. Красносельцеву)", Византийский Временник (СПб.), 1894, т. 1, с. 554, http://www.byzantium.ru/library/lib.php?id=16
[2] Гераськин Димитрий, иерей, "Чин печного действия в богослужебной практике XVII века", официальный сайт Сыктывкарской епархии, http://syktyvkar.eparchia.ru/dimger.html
[3] Бульчук Николай, "О Пещном Действе. Беседа с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым", портал Православие.Ru, 6 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/put/67252.htm