Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИКОВСКИЙ НИКОЛАЙ РОМАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Николай Романович Диковский (1866 - упом. июнь 1919), протоиерей

Родился 12 сентября 1866 года в Ковенской губернии в многодетной семье псаломщика.

Окончил Виленские духовные училище и семинарию. В 1891 году выпустился из Санкт-Петербургской духовной академии.

После окончания духовной академии небольшое время работал надзирателем Виленского духовного училища.

Женился на Дарье Иулиановой. В семье родилось четверо детей, в т.ч. Григорий (1895 г.р.), Алексей (1901 г.р.).

В ноябре 1891 года был рукоположен во священника и направлен в Кобринскую соборную церковь. Также стал законоучителем в Кобринском уездном училище. В 1892 году назначен настоятелем Кобринского собора.

В 1894 году он переехал в город Гродно, где был назначен ключарём Софийского кафедрального собора.

Являлся членом гродненского отделения Литовского епархиального училищного совета, а также учителем Закона Божия в Гродненской мужской гимназии. С 1899 года преподавал Закон Божий ещё и в Гродненской женской гимназии и был настоятелем гимназической церкви.

1 апреля 1901 года назначен настоятелем Софийского кафедрального собора. Возведен в сан протоиерея.

Входил в Софийское православное братство, а с 1904 по 1906 год был его председателем, принимал активное участие в общественной жизни.

В 1904 году вместе с епископом Гродненским и Брестским Никанором (Каменским) убедил власти в пользе основания Гродненского церковно-исторического комитета и стал его членом. О. Николай посвятил более тридцати статей археологическим исследованиям. Писал он также об истории православия в западных губерниях Российской империи.

10 ноября 1907 года был назначен ректором Ардонской Александровской миссионерской семинарии. Стал первым ректором этого учебного заведения из белого духовенства, что видимо было связано с планами по преобразовании семинарии из миссионерской в обычную духовную семинарию. Прибыл в Ардон 20 декабря 1907 года и с 1908 года претворял в жизнь решение о преобразовании семинарии.

В марте 1909 года был назначен настоятелем церкви слободы Константиногорской, близ (ныне - в составе) Пятигорска.

1 сентября 1909 года был назначен законоучителем Пермской женской учительной семинарии. Позже он преподавал в гимназиях и коммерческом училище города.

В 1910-1912 годах служил в храме Пермского духовного училища. Также состоял председателем совета Пермского епархиального училища, затем до апреля 1914 года - председателем Пермского уездного отделения епархиального училищного совета.

В 1912 году назначен сверхштатным священником Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора. В Перми он вернулся и к редакторской работе: в 1913 году он редактировал неофициальную часть "Пермских епархиальных ведомостей".

В 1916 году профессора Пермского университета обратились с ходатайством о создании "Научного общества, посвященного разработке исторических, философских, филологических и социально-юридических знаний". Из-за революции утверждение устава задержалось, и "Общество" было учреждено только 23 декабря 1917 года. Несмотря на начавшуюся гражданскую войну, общество вело научную работу. Первый сборник его работ вышел в 1918 году. На июнь 1918 года наряду с профессорами и преподавателями Пермского университета действительным членом этого общества состоял и протоиерей Николай Диковский.

1 мая 1918 года приходской совет Троицкой церкви Мотовилихи избрал о. Николая четвёртым священником. В конце декабря того же года в Перми вспыхнуло антибольшевистское восстание. Восставшие, разгромив советские учреждения, соединились с частями Колчака. Город заняли войска первого Средне-Сибирского корпуса генерала Р. Гайды. В начале 1919 года в Мотовилихе были расквартированы полки армии Колчака и размещены лазареты. В Троицкой церкви почти ежедневно отпевали погибших и умерших от ран и болезней солдат. Многих из них отпевал о. Николай Диковский.

В июне 1919 года Белая армия вынуждена была отступить от Перми. С ней в Сибирь эвакуировалась и большая часть духовенства Мотовилихи. Дальнейшая судьба протоиерея Николая Диковского неизвестна.

Был большим любителем истории. В Гродно опубликовал множество статей по истории Православия и русской народности в западных губерниях страны. Профессионально занимался археологией, посвятив своим исследованиям более тридцати статей.

Награды

Использованные материалы

Редакция текста от: 24.01.2019 07:35:54

"ДИКОВСКИЙ НИКОЛАЙ РОМАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google