Преподобный Василий Поляномерульский |
Память 25 апреля, 15 апреля (РПЦЗ [1]), в Соборах преподобных русских Святогорцев и Румынских святых (Румын. [2])
Основные сведения о преподобном Василии содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского). Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию Василий жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) [3]. Некоторые исследователи [4] предполагают малороссийское происхождение св. Василия и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу [5]. По-видимому, Василий покинул родину в 1720-х годах, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII века многих русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями.
Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи.
Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита (Poiana Mărului) с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733). Св. Василий, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством прп. Василия находились 11 скитов и пустыней.
Преподобный Василий Поляномерульский |
Прп. Василий Поляномерульский |
У Священного Синода Румынской Церкви возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й главе письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию [8]. На все вопросы высокого собрания Василий Поляномерульский дал исчерпывающие ответы на основе Свящ. Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский патриарх Сильвестр благословил прп. Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 году прибыл на Афон, там он посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба старца имели общего духовника - о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 г. прп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 г. прп. Василий через своего ученика иеросхим. Алексия просил прп. Паисия прислать книгу творений св. Симеона Нового Богослова.
Василий Поляномерульский был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах монахов. В 1757 году старец посетил Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ.
В 1764 году прп. Василий разделил Поляномерульское братство на две части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности русскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, преподобный предложил румынским инокам остаться в скиту, сам же старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на две части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 году, предчувствуя близкую кончину, Василий Поляномерульский написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхим. Алексию (другу прп. Паисия), прося его вернуться в обитель.
Прп. Василий Поляномерульский |
Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхим. Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету прп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхим. Алексия.
Прп. Василий был канонизирован решением Священного Синода Румынской Церкви 5 октября 2003 года. В месяцеслов Русской Православной Церкви его имя было внесено определением Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 года.
Ранее память в Румынской церкви праздновалась 15 апреля, что зафиксировано в "Православной энциклопедии" [9].
Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» [10].
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Учи́телю свята́го почита́ния Бо́жия,/ наста́вниче мона́хов, пропове́дниче да́ра Бо́жия,/ просвети́телю моли́твы у́мныя, я́же тобо́ю я́сно испо́лнена,/ преподо́бне о́тче Васи́лие, моли́ при́сно Христа́ Бога// спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8
Мона́хов наста́вника ди́внаго,/ моли́твы де́лателя иску́снаго,/ небе́снаго челове́ка и земна́го а́нгела,/ изря́днаго наста́вника духо́внаго ра́достно воспое́м и просла́вим:/ Ра́дуйся, свя́те о́тче Васи́лие,// пропове́дниче Бо́жия благода́ти.
Сочинения
Литературное наследие преподобного представлено большим количеством славянских и румынских списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII-XIX вв. сочинения старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России. Известен автограф прп. Василия - патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита [11], [12]. Другие автографы Василия Поляномерульского утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. Самый древний славянский список предисловий прп. Василия к творениям Филофея Синайского [13] и прп. Нила Сорского [14] содержится в сборнике 1776 г., переписанном мон. Дорофеем [15]. Самый ранний румынский список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. [16]. Другой румынский список трудов был сделан в 1769 г. мон. Рафаилом в братстве прп. Паисия (Величковского) в Драгомирне [17]. Наиболее полной публикацией трудов прп. Василия Поляномерульского является издание Оптиной пустыни 1847 г. (во второй части жития прп. Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского и игум. Исихия Иерусалимского [18], а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу прп. Нила Сорского).
Публикации
- Василе, Старецул скитулуй Пояна Мэрулуй. Ынтребэтоаре рэспунсурь адунате дин Сфынта Скриптурэ, пентру депэртаря де букателе челе оприте фэгэдуинцей кэлугэрешть чеий де бунэ вое / Тип. Мэнэстиря Нямцул. 1816;
- То же на слав.: Старца Поляномерульской обители Василия. О ошаянии брашен, возбраненных монахом. Од., 1886;
- Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского, с присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, соч. другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве / Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1847. С. 101-182; То же. 18923. С. 78-157;
- Raccanello D. La preghiera di Gesù negli scritti di Basilio di Poiana Mărului. Alessandria, 1986. Sibiu, 1996;
- idem. Rugăciunea lui Iisus în scrierile stareţului Vasile de la Poiana Mărului, cu traducerea integrală a Scrierilor. Sibiu, 1996. Р. 224-333.
Литература
- Sfântul Paisie de la Neamţ: Cuvinte şi scrisori duhovniceşti. Chişinău, 1999. Vol. 2;
- Tachiaos A.-E. N. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Cent.: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794). Thessal., 1986;
- Яцимирский А. И. Слав. и рус. рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 522-523, 528, 533, 547, 550-551, 569. (СбОРЯС; Т. 79.);
- Попов Н. Собр. рукописей моск. Симонова мон-ря // ЧОИДР. 1910. Т. 2. С. VII-214;
- Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. П., 19882. С. 67-68, 81-82, 117;
- Вел. старец схиархим. Паисий Величковский // ЖПодв. 1994. Нояб. С. 339-343;
- Лупеску Богдан. Святой Василий Поляномерульский. Часть 1. Монастырь Дэлхэуць (Перев. с румынского Зинаида Пейкова 12 декабря 2022 г.)
- Лупеску Богдан. Святой Василий Поляномерульский. Часть 2. Монастырь Яблоневая Поляна — Пояна Мэрулуй. 13 декабря 2022 г. (Перев. с румынского Зинаида Пейкова 13 декабря 2022 г.)
- Constantinescu H., Cocora G. Poiana Mărului // Glasul Bisericii. 1964. № 5-6. Р. 466-500;
- David P. I. Cuviosul Paisie cel Mare (Velicicovski), un desăvîrşit monah român! Noi cercetări şi ipoteze // BOR. 1975. Vol. 93. Р. 162-193;
- Mihail P. Geneza manuscrisului românesc «Desiderie», sec. al XVIII-lea, din biblioteca Arhiepiscopiei Craiovei, f. «Mitropolitul Firmian» // Mitropolia Munteniei. Craiova, 1979. Р. 113-136;
- idem. Schitul Poiana Mărului, un centru ortodox cărturăresc // Spiritualitate şi istorie la întorsătura Carpaţilor. Buzău, 1983. Vol. 1. Р. 355-384;
- Bălan I., pr. Pateric românesc ce cuprinde viaţa şi cuvintele unor cuvioşi părinţi ce s-au nevoit în mănăstirile româneşti, sec. XIV-XX. Bucureşti, 1980. Galaţi, 19903. P. 268-276;
- Romul (Joantă), pere. Roumanie: Tradition et culture hésychastes / Abbaye de Bellefontaine. Begrolles-en-Mauges, 1987;
- Cocora G. Cuviosul Vasile de la Poiana Mărului // Sfinţii Români şi apărători ai Legii Strămoşeşti. Bucureşti, 1987. P. 422-431;
- Raccanello D. La figure de Basile de Poiana Mărului et son enseignement sur la Priere de Jesus // Irénikon, 1988. Vol. 61. P. 41-66;
- Vasilij de Poiana Marului // DSAMDH. 1992. Vol. 16. P. 292-298;
- Veniamin (Micle), аrhim. Manuscrisele româneşti de la Prodromul (Muntele Athos) // Sfânta Mănăstirea Bistriţa // Eparhia Râmnicului. 1999. P. 117-119;
- Савчук В. Паисий Величковский и возрождение исихастской традиции в Румынской Церкви в XIX-XX вв. // ТКДА. 1999. Вып. 1. С. 152-215;
- Citterio E. La scuola filocalica di Paisij Velichkovskij e la Filocalia di Nicodemo Aghiorita: Un confronto // Amore del Bello: Studi sulla Filocalia: Atti del «Simposio Intern. sulla Filocalia» / Pontificio Istituto Greco. Roma, nov. 1989. Magnano, 1991. Р. 179-207. (Spiritualità orient.; [5]);
- Ciprian (Zaharia), arhim. Biserica Ortodoxă Română şi traducerile patristice şi filocalice în limbile moderne // Paisianismul. Bucureşti, 1996.
- VIEȚILE SFINȚILOR ROMÂNI. În colaborare cu Părintele Grigore MARCHIȘ. // TURDA, 2019 (Жития Святых Румынии. (В сотрудничестве с отцом Григорием Марчишем). // Турда, 2019) С. 57 - 60; Sf.
- Cuvios Vasile de la Poiana Mărului (25 Aprilie)
Использованные материалы
- В. С. Пелин. Василий Поляномерульский // Православная энциклопедия, т. 7, с. 214-216
- "Преподобный Василий Поляномерульский" // Сайт "Азбука веры" (взяты тексты тропаря и кондака)
[1] "Прп. Василiя Поляномерульскаго (1767)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 53 - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf
[2] "Duminica a 2-a după Rusalii (a Sfinților români)", портал Doxologia (Славословие) - https://doxologia.ro/vietile-sfintilor/sinaxar/toti-sfintii-...ane и https://doxologia.ro/sfantul-cuvios-vasile-de-la-poiana-marului#icoane
[3] Tachiaos. P. 76-77
[4] Г. Кокора, П. Давид и др.
[5] Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37
[6] Н. Попов поставил под сомнение авторство В. П. в отношении «Надсловия» и «Пристяжения» на книги прп. Нила Сорского (С. 13-14), считая автором этих сочинений прп. Иннокентия Комельского. Эти предположения опроверг Ракканелло, проанализировавший румынские списки текстов
[7] из Предисловия к сочинениям прп. Григория Синаита
[8] изд. текста на румын. яз.: Sfântul Paisie de la Neamţ. P. 21-83
[9] В. С. Пелин. Василий Поляномерульский // Православная энциклопедия, т. 7, с. 214, - http://www.pravenc.ru/text/149765.html
[10] Игнатий (Брянчанинов), свт. Соч. Т. 2. Аскетические опыты. М., 1989р. С. 254-255; ср.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собр. писем. М., 2000. Т. 1. Вып. 4. С. 200
[11] БАН Румынии. Славян. № 756 - Mihail. Schitul Poiana Mărului. P. 358-359
[12] "Предисловие или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла", страница сайта "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljanomerulskij/predislo...la/
[13] "Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского", страница сайта "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljanomerulskij/predislo...go/
[14] "Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского", страница сайта "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljanomerulskij/nadslovie/
[15] БАН Румынии. Слав. № 407
[16] хранится в скиту Продром на Афоне - Veniamin Micle. P. 117-119
[17] БАН Румынии. Рум. № 2597
[18] "Предисловие к книге блаженного Исихия Иерусалимского", страница сайта "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljanomerulskij/predislo...go/