Перикопы (περικοπαί), название древнейшего деления священных книг. Это деление существовало еще в Ветхом Завете (Деян. 15:21), им пользовались при выборе для чтения в синагогах, применительно к обстоятельствам, мест из закона и пророков.
Этим же методом стали пользоваться и в христианской церкви, как только в ней, при самом ее начале, вошло в обычай чтение Св. Писания при богослужении. Древнейшее деление всего Нового Завета на перикопы приписывают Аммонию Александрийскому, затем Евсевию Кесарийскому.
С течением времени это деление изменялось. По Епифанию Кипрскому и Суде, Евангелие от Матфея имело 355 перикопов, Евангелие от Марка – 234, Евангелие от Луки – 342, Евангелие от Иоанна – 231. Отсюда видно, что перикопы были невелики по объему, немного более «стихов», на которые разделены в позднейшее время главы Св. Писания.
Перикопы читались в ряду богослужений не в порядке текста Св. Писания, а выбирались для каждого дня соответственно вспоминаемым в этот день церковным событиям или праздникам. С течением времени образовались такие списки Священного Писания Нового Завета, особенно Евангелий, в которых был соблюден порядок чтения Перикопов, начиная с части первой главы Евангелия от Иоанна, читаемой в день Пасхи.
На Западе, как думают, первым установил определенный порядок для перикопов блаж. Иероним; до него выбор их был случаен и зависел от усмотрения настоятеля. Впоследствии на Западе по системе перикопов составились лекционарии (древнейший из них – VII-го века, найденный Мабильоном), разнообразные смотря по местностям (Венские, Массилийские, Галльские, Испанские).
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.