Еп. Синесий (Зарубин) |
В миру Зарубин Сергей Григорьевич, родился 20 августа 1886 года в деревне Панине (после Великой Отечественной войны - Марьинка) Салтыковской волости Бронницкого уезда Московской губернии, в благочестивой православной крестьянской семье Григория и Елизаветы Гавриловны Зарубиных. Всего у Зарубиных было четверо детей: Сергей, Ольга, Елизавета и Савва. Сергей был старшим. После рождения младшего сына Саввы отец ушел в Москву на заработки и не вернулся. Воспитывать детей помогали родственники отца. Всю свою юность Сергей находился под непосредственным воздействием своего дяди по отцу - иеромонаха Саввы. Ко времени выхода на самостоятельную жизнь Сергей, как он писал будучи епископом, "полагал уже, что без Бога жить нельзя и жизни быть не может" [2]. На религиозные убеждения будущего исповедника, по его собственным словам, сильно повлияли также читанные им во множестве жития святых. Немалое влияние оказала и его тетя, бывшая единоверкой, которая привила ему любовь к старообрядческому богослужению единоверцев.
Сергей поступил в специальное техническое художественное училище в Москве. Любовь к изобразительному и театрально-сценическому искусству, которая в нем была и ранее, в эту пору еще более развилась. Слушал в Москве выступления Шаляпина и Собинова в Художественном театре, посещал выставки Репина, Коровина и других знаменитостей.
По окончании училища, в 1906-1917 годах - преподаватель среднего ремесленного училища в Иркутске.
После провозглашения новой властью Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, когда школьное воспитание было объявлено безбожным и безрелигиозным, счел для себя невозможным продолжать преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя служению Богу и Церкви. Как он писал:
Священство
В 1917 году был рукоположен в священный сан перед чем, видимо, был пострижен в монашество.
С 1 января 1918 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви. Впоследствии служил в Омске, Тюмени, опять в Омске.
В Омске 4 октября 1922 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации." 1 ноября того же года Омский Губотдел политуправления постановил прекратить дело и освободить его из-под стражи.
Примерно в это же время продолжительное время служил в многочисленном единоверческом приходе Тюмени. Единоверцы настолько доверяли ему, что избрали его в 1923 году кандидатом от одиннадцати единоверческих благочиний для посвящения в единоверческого епископа. Упоминается также служащим в Иркутске.
В 1923 году был переведен в Коломну. В 1923-1926 годах - архимандрит Коломенского Спасо-Голутвина монастыря.
Викарий Воронежской епархии
13 июня 1926 года был хиротонисан в епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. Известно, что в его рукоположении участвовал епископ Василий (Дохтуров).
С октября по декабрь того года - епископ Уразовский, викарий той же кафедры. Краткосрочно вступил во временное управление Воронежской епархией.
В Якутии
С декабря того же года - епископ Колымский, викарий Якутской епархии.
С 1927 года - епископ Якутской и Вилюйский.
Служить ему приходилось на Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана среди тунгусов. Сохранилась фотография, как он 25 июня 1927 года освящает закладку нового храма в селении Куман Сурит в окружении тунгусов в праздничных одеждах.
Критически отнёсся к "Декларации" митрополита Сергия. После ее публикации в печати в конце июля 1927 года лично высказал митрополиту Сергию свое с ним расхождение в понимании лояльности. Считал, что "Декларацией" Церковь слишком вовлекается в область мирской власти, между тем, по мнению епископа Синезия, "интересы гражданские (как мирские) несовместимы с учением православной религии, строго разграничивающей «Божие Богови»." Обозначение своего расхождения с митрополитом Сергием епископ Синезий считал "достаточным для своей совести на предмет моих дальнейших служений и взаимоотношений с ним, как Патриаршим местоблюстителем, и им сделанное очередное назначение на дальнейшее мое служение я считал и его согласием на мои убеждения."
В 1928 году виднейшие представители старообрядчества австрийского толка вели с ним усиленные переговоры и постоянные свидания на предмет приглашения его для служения у них. Сам епископ Синезий изъявлял на это согласие, если будет на это благословение Священного Синода Московской Патриархии.
Владыка Синезий (Зарубин) |
Ижевский епископ
12 декабря 1928 года был переведен на Ижевскую кафедру.
На него в начале 1929 года была начислена непомерная сумма в 10300 руб. подоходного налога и после этого еще больше 7000 руб. в качестве "аванса" на будущий год.
После публикации интервью митрополита Сергия от 15 февраля 1930 года в "Известиях" епископ Синезий счёл для себя невозможным находиться в подчинении ему и послал ему "и его Синоду свой отказ в молитвенном с ним общении и сослужении, а также от звания и титулования 'Ижевским и Вотским,' отнюдь не отказываясь от своих прав православного епископа" [3]. В рапорте митрополиту Сергию за № 421 епископ писал, что с 19 февраля того же года прекратил управление Ижевской епархией. В ответ митрополит Сергий и временный при нем Священный Синод указом № 21 от 26 февраля того года постановили: "Епископа Синезия уволить от управления епархией на покой и иметь в будущем. Временное управление Вотской епархией поручить Преосвященному Нолинскому Георгию."
В отстранении от митр. Сергия
В конце февраля - начале марта 1930 года церковно-приходской совет Успенской церкви Ижевска пригласил епископа Синезия для служения в их храме. Владыка заявил им, что он отошел от митрополита Сергия и не поминает его, но церковно-приходской совет не отозвал своего приглашения. Епископа служил вечерню 2 марта 1930 года, после чего продолжительное время служил в Успенской церкви по воскресным и праздничным дням. На вопрос благочинного Ижевска священника Иоанна Стерхова о причинах его отделения от митрополита Сергия, епископ Синезий ответил (в изложении священника Стерхова):
Отец Иоанн сообщил об этом митрополиту Сергию, который командировал в Ижевск епископа Нолинского Георгия (Анисимова) для увещевания епископа Синезия. Увещания не имели успеха. После встречи с епископом Георгием владыка Синезий уехал в Москву еще до отъезда епископа Георгия из Ижевска.
В это время, в первых числах мая, церковно-приходской совет Успенской церкви Ижевска на общем собрании постановил не поминать митрополита Сергия, признав своим главой епископа Синезия и послав это решение епископу Синезию в Москву. 2 мая 1930 года определением Патриархии за № 79 было постановлено:
Телеграммой от 19 мая 1930 года епископ Синезий сообщил в Патриархию, что запрещению, наложенному на него Патриархией, он подчинился, однако о том, что последуют от него дальнейшие объяснения, не упомянул. После этого епископ Синезий долгое время не служил, а только ходил в церковь молиться и пел на клиросе, чем вызвал к себе сочувствие многих прихожан. Епископ Нолинский Георгий, временно управляющий Вотско-Ижевской епархией, в своих докладах от 20 мая (№ 251) и от 23 мая (№ 270) сообщал, что "им вполне установлена раздорническая деятельность и факт отхода от Зам. Патр. Местобюстителя запрещенного в священнослужении епископа Синезия (Зарубина)."
4 июня 1930 года определением Патриархии за № 103 было постановлено: "В виду того, что еп. Синезий спрашивавшему его Преосвященному Нолинскому определенно заявил о разрыве общения с Заместителем и в указанный срок объяснений в Патриархию не представил [...] предать суду православных архиереев, оставив его под запрещением впредь до раскаяния или постановления о нем суда" [3].
В июне-июле епископ Синезий ездил в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где 21 июля встречался с митрополитом Иосифом (Петровых). Также имел встречи с епископами Нарвским Сергием и Олонецким Василием.
Пробыл в Ленинграде около трех недель и увидев деятельность "иосифлянских" храмов, вернулся в Ижевск и приступил к служению в Троицкой, а затем в Успенской церквях Ижевска. Известно, что епископа Синезия после его разрыва с митрополитом Сергием признавали своим духовным главой, помимо Успенской и Троицкой (согласно решению приходской общины от 10.06.1930) церквей Ижевска, еще 15 приходов в Ижевской епархии, 47 приходов Яранской епископии, 16 приходов Вятской епархии, 8 приходов в Вятско-Ветлужском крае, 10 приходов Уральской области, два прихода в Московской области. Из Яранской, Котельнической епископий и из других мест к нему приезжали представители приходов с прошениями принять их в его ведение и о рукоположении. Единоверцы из Ильинской единоверческой церкви Ижевска также настоятельно просили епископа Синезия принять их в его ведение. В самой Ижевской епархии епископ Синезий пользовался большим авторитетом среди простых верующих, в том числе и среди удмуртов.
Арест, заключение, расстрел
24 мая 1931 года был арестован сотрудниками ОГПУ в Ижевске у себя на квартире, где с ним жила его престарелая мать. При обыске были изъяты все бумаги из его канцелярии. Епископ Синезий обвинялся в том, что "являлся руководителем Удмуртского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь», проводил контрреволюционную деятельность среди населения по заданиям этой организации." Вместе с ним в Ижевске по этому же делу был осужден еще 21 человек на срок от 5 лет до полугода.
Свою вину не признал, заявив следствию:
О своей церковной принадлежности в 1931 году заявил следствию в Ижевской тюрьме:
В своем последнем письменном слове, которое предложил следователь сделать епископу Синезию, последний написал:
26 января 1932 года был осужден Коллегией ОГПУ СССР и приговорён к 10 годам концлагерей. В конце января был отправлен в Соловецкие лагеря. Отбывал наказание в Мурманском отделении Беломоро-Балтийского комбината НКВД.
20 сентября 1937 года, за то что "вел повстанческую контрреволюционную агитацию среди заключенных в лагере, выступал против стахановского движения," тройкой при НКВД Карельской АССР был приговорён по ст.ст.58-2, 10,11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Был расстрелян 27 сентября [4] 1937 года - либо в Медвежьегорском районе Карелии, либо на Водоразделе (VII-VIII шлюз Беломоро-Балтийского канала).
Память
И в советские времена, и после, в Ижевской епархии почитался православными верующими как священномученик. Многие как святыни хранили его фотографии и наряду с молитвами об упокоении его души просили и его ходатайства пред Богом.
29 ноября 1989 года был реабилитирован по 1932 году репрессий, а 26 ноября 1999 года прокуратурой Омской области - по 1922 году репрессий.
Документы, литература
- Архив УФСБ по УР.
- АМП.
- ГАКО.
- Сведения о репрессированных клириках и мирянах Русской Православной Церкви по Ижевско-Удмуртской епархии в советский период.
- ЖМП, 1931, № 4, 1.
- ФПС I, № 261, 10.
- ФАМ I, № 240, 19.
- Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия, 24.
- Заметки и дополнения Е.М.Б.
- Регельсон Л., Трагедия Русской церкви. 1917-1945, Paris, 1977, 478, 481, 605.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, 224.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 993.
- Осипова И. И., "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных, М.: Серебряные нити, 1998, 260-261.
- Шкаровский М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, СПб.: НИЦ "Мемориал," 1999, 297-298.
- Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области, [т. 3], Омск: Кн. изд-во, 2001, 316.
- Сведения и фотографии от родственников епископа Синезия - Токаревой О. В. (Ижевск) и Альтгаузен Т. К. (Москва).
- Фотографии от Костылева В. Г. (Ижевск) и священника Георгия Харина (Ижевск).
Использованные материалы
- Малых Александр, свящ., "Епископ Ижевский Синезий (Зарубин)," официальный сайт Ижевской епархии:
- БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.:
- "Якутск православный: епископы Якутские и Вилюйские," частный сайт Виктора Скрипина:
[1] Чаще имя приводится в форме Синезий
[2] Малых Александр, свящ., "Епископ Ижевский Синезий (Зарубин)," официальный сайт Ижевской епархии, http://www.udmeparhia.ru/diocese/sacred/sacred_303.html
[3] Цит. по Малых Александр, свящ., "Епископ Ижевский Синезий (Зарубин)," официальный сайт Ижевской епархии, http://www.udmeparhia.ru/diocese/sacred/sacred_303.html
[4] Так по Малых Александр, свящ., "Епископ Ижевский Синезий (Зарубин)," официальный сайт Ижевской епархии, http://www.udmeparhia.ru/diocese/sacred/sacred_303.html. Другие материалы указывают также версию 15 октября.