Павел Самосатский (Παύλος ό Σαμοσατεύς) (по месту рождения в г. Самосаты в Сирии) (III в.), б. епископ Антиохийский, еретик-антитринитарий
Человек с блестящим светским образованием, он сначала был публичным ритором и софистом в Антиохии, а между 260 и 262 занял Антиохийскую епископскую кафедру.
Снискав особое расположение царицы пальмирской Зиновии (правившей в то время Сирией), он занимал и светскую должность дуценария, дававшую ему возможность жить богато и роскошно. Он обнаружил свободомыслие дисциплинарное и догматическое: отменил в своей епархии древние церковные напевы, гимны в честь Спасителя заменил гимнами в честь себя самого; когда проповедовал, позволял себе неумеренные ораторские телодвижения и жесты, требуя рукоплесканий.
Позже оказалось, что этот епископ, как выражается один из соборов, судивших его, «отступил от правила веры, не признавал Сына Божия сошедшего с неба, а учил только о земном Его происхождении». По его учению, в Божестве нет различия лиц. Слово и Св. Дух находятся в Отце таким же образом, как разум и дух в человеке; когда говорят, что «Сын от вечности», то это означает не более как мысленное существование в Божеском предведении; рождение означает выступление для деятельности. Иисус был простой человек; Слово обитало в нем, как в Моисее и пророках, только в большей степени; Сыном Божиим он называется потому, что сделался таким через обитание в нем Божественного Слова, еще не означающее личного единения.
Это учение Павла Самосатского, обычно квалифицируемое как "динамистическое монархианство", вызвало несколько Соборов в Антиохии (в 264, один [1] или два [2] Собора в последующие четыре года и 268), из которых последний лишил Павла Самосатского епископства. До смерти Зиновии он не оставлял, однако, епископского дома и лишь в 272 был удален из него силою.
Учение его признано ересью, крещение, им совершавшееся, недействительным, так как названия лиц Св. Троицы он употреблял не в православном смысле. Его ересь, несколько видоизмененная, существовала под разными названиями еще в V в.
Литература
- Дм. Гусев, Ересь антитринитариев, Казань, 1872
- Окружное послание Антиохийского собора 269
- отрывочные данные у Епифания, Афанасия, Феодорита, Августина
- фрагменты из его сочинений – в «актах» 4-го Вселенского собора (Maasi, V, 393)
- Юстиниан («Contra Monophysitas». Nova collectio Aog. Mal, VII, 69. 299)
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
[1] Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; С. 160; Поснов М. Э. История Христианской Церкви: (до разделения Церквей - 1054). Брюссель, 1964; С. 150
[2] Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332