Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИШИМСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ишимский Богоявленский собор, нач. XXI в.
Ишимский Богоявленский собор, нач. XXI в.
Собор в честь Богоявления Господня в Ишиме - подворье патриарха Московского и всея Руси в составе благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий вне города Москвы в пределах Ишимской епархии

В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму (Петрову) с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, "о двух апартаментах" (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя "деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость". Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство "соборне" совершило закладку первого каменного храма Приишимья.

Строительство собора

Возведение величественного сооружения (высота 36 метров) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были "выданы" от Тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле "сибирского барокко"). "Мастер каменнаго здания" был подряжен в Таре, а строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. Железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили "первую очередь" – Николаевский придел, устроенный в трапезной нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались по прежнему в старой деревянной церкви.

К апрелю 1790 года вывели свод церкви, а верхний этаж был возведен только "до половины окон". Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов кирпичников и каменщиков в Тобольск, по "ордеру" губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание "неослабно понудить" работников к исполнению договора, однако даже к осени 1794 года они не явились. Ко всему добавились затруднения от "нерадения прихожан" и частой смены старост.

Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей воспретил, повелев не тратить деньги, а перенести старый, из деревянного храма. Церковь в честь Богоявления (Крещения Господня) в нижнем этаже освятил тот же иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года.

Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о написании иконостаса "в верхнем стане градоишимской Успенской церкви", из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались и в 1821 году. Когда освятили Успенский придел неизвестно.

Временем окончания общего строительства собора, когда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные книги, была завершена колокольня, можно считать 1814 год.

Согласно метрической книге за 1887 год иконостасы верхнего и нижнего храма были двухъярусными, деревянными с позолоченной резьбой в виде цветов и листьев. По сторонам царских врат были поставлены позолоченные столбы, украшенные вверху городками и подзорами. В Успенском приделе трехъярусный иконостас без резьбы, устроенный в 1855 году московским купцом А.И. Голышевым, был окрашен красной краской, снизу разрисован символическими и историческими изображениями [1].

В начале 1890-х годов трудами ктитора И.А. Волкова собор был отремонтирован внутри и снаружи, приобретено много новых вещей из церковной утвари [2].

По сведениям 1914 года, в приходе состояли деревни: Пахомова, Гагарина, Карпушина, Борки, Лайкова, Стряхнина, Игнатьева, Зырянская, Ванькова, Сорочкина, Мало-Удалова. Причт состоял из настоятеля-протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. "Прихожане отказались от содержания храма и устройства причтовых помещений". [3]

В советское время

В 1920-е годы собор был передан советской властью представителям обновленческого движения и являлся кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии.

17 июля 1930 года был закрыт. В здании был устроен зерносклад.

В начале 1960-х годов с проржавевшей крышей и осыпавшейся штукатуркой собор был передан руководством зерносклада организации «Горводоканал».

В 1962 году здание основательно отремонтировали: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое вибрацией разрушало стены собора.

Новейшая история

В 1987 году инициативная группа преподавателей пединститута поставила вопрос о необходимости реставрации памятника архитектуры. В 1989 году этот вопрос был решен положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола были возвращены маковки с золочеными крестами, общественность города участвовала в демонтаже оборудования и расчистке завалов строительного мусора.

В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий (Курочкин), с первых дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по дальнейшему восстановлению храма.

Вскоре начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован весь первый этаж и освящен главный Богоявленский престол.

24 июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, собору был присвоен статус кафедрального.

В мае 2007 года, после подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Евтихий получил титул викарного епископа Домодедовского, а храм – статус ставропигиального.

Архитектура

Храм имеет традиционную для русского зодчества трехчастную композицию: храм с алтарем, широкую трапезную и притвор с двухъярусной колокольней. Здание двухэтажное с тремя ярусами окон храмовой части. Храм и колокольня покрыты восьмидольными барочными куполами со световым фонариком над храмом и луковичными главками на восьмигранных, оформленных волютами шейках.

Все окна храма арочные с развитыми наличниками: на первом этаже - трехлопастными; на втором (на стене храма и трапезной) - в форме фронтоничка, завершенного трилистником, фланкируемым волютами, с фигурным фартуком; на притворе - с треугольным завершением; окна третьего яруса храма - с наличниками в виде изогнутого фронтончика. Во фризовой части под полуциркульным изгибом карниза - четырехлопастными люкарны. Восьмигранный световой барабан прорезан арочными окнами, а грани оформлены лопатками с волютами.

Нижний ярус восьмигранной колокольни имеет маленькие квадратные окошечки по сторонам света и квадратные ниши на остальных гранях. Ярус звона с крупными арочными окнами. На куполе по сторонам света - люнеты в прямоугольных выступах. В XIX веке кресты были четырехконечные с "захватками" посередине, с цепями, спускающимися к главам и полумесяцами у подножия.

Статистика

  • 1895 - 4233 прихожанина, 11 деревень [4]
  • 1900 - 4740 прихожан, 10 деревень [5]
  • 1914 - 5487 прихожан (из них в Ишиме - 1635 человек), 11 деревень [6]

Настоятели

Приписные храмы

Литература

  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 279 - 280.

Использованные материалы



[1]  Лебедева Н.И. Указ. сочин., с. 51, со ссылкой на: ИМК РАН Ф.Р - III. Оп. 1. Д. 6863.

[2]  Тобольские епархиальные ведомости, 1895, № 20, отдел неофиц., с. 345.

[3]  Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 709-710.

[4]  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 177.

[5]  Лебедева Н.И. Указ. сочин., с. 51.

[6]  Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 709.

Редакция текста от: 29.11.2022 06:39:03

"ИШИМСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google